Структурные элементы художественного вечера

Разработка тематического театрализованного вечера, как и любого массового зрелища или эстрадного представления, начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные (сценаристом, режиссёром, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества.

Идея тематического театрализованного вечера, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих.

Поэтому второе методическое требование к организации тематического вечера следующее: выбирая тему, нужно руководствоваться возможностью раскрыть её через образ человека, через мир его чувств, мыслей и поступков.

Отсюда следует третье методическое требование к организации тематического театрализованного вечера – необходимость документальности сюжетного построения тематического вечера.

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть её на конкретном жизненном материале. Специфика тематических вечеров, требует документальности его драматургии. Этим тематический вечер отличается от литературно-музыкальной, сценической композиции, получившей распространение не только в клубах, но и в театре. Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален.

Разработка тематического театрализованного вечера, как и любого массового зрелища или эстрадного представления, начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные (сценаристом, режиссёром, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несёт в себе логику будущего мероприятия. Здесь должны быть отчётливо видны как общий смысл – тема, идея, содержание, форма, так и отдельные структурные составляющие – действующие лица, события.

Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над мероприятием, важное требование драматургии и режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Тема и идея – это тот стержень, который крепко держит основной смысл театрализованного тематического вечера в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

Задача композиционного построения театрализованного тематического вечера состоит в том, чтобы соединить все элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. Композиция имеет свои законы, отражающие те многосторонние связи, которые необходимо соединить в процессе творческой работы над сценарием досуговой программы.

Развитие сюжета в сценарии тематического вечера невозможно без определения и разработки конфликта. Он может выражаться в преодолении людьми трудностей, препятствий при достижении определенных целей.

Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т.е. реализация конфликта, развитие. В начале сценария необходима э кспозиция, которая погружает зрителя в атмосферу будущего представления.

После этого следует проло г т.е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его.

Пролог в сценарии обычно перерастает в завязку. Пролог и завязка должны быть предельно чёткими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготовляют его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Следующая часть сценарной композиции – основное действие, т.е. изображение процесса борьбы, её перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей его точке. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрализованного представления.

После кульминации должна следовать развязка – финал действия. Это весьма важная часть композиции, её отсутствие или незавершённость оставляет ощущение неоконченности всего мероприятия. Финал несёт особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности участников массового мероприятия. Распространённой формой финала в массовом мероприятии являются объединённое выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: