Вопрос 30. Организация досуга юношества в учреждениях культуры. Содержание и формы культурно-досуговых программ для старшеклассников

Исходя из особенностей возраста и специфики работы можно сделать вывод, что стержневой проблемой клубного воспитания старшеклассников является выявление и формирование их интересов. Осуществление этой проблемы производится в основном методом вовлечения старшеклассников в деятельность клубных объединений по интересам.

Объединения по интересам – наиболее эффективная форма работы с детьми этой возрастной категории. Клуб помогает юношам и девушкам определить и расширить их интересы, способствует формированию познавательных потребностей.

Клуб – это учреждение отдыха, досуга. Поэтому любое мероприятие, способствующее выявлению и формированию интересов, следует насыщать развлекательными и занимательными элементами, создавая тем самым определенную разрядку школьникам в свободное от занятий время.

Клубная работа со старшеклассниками должна быть целенаправленной и систематической. В ней следует различать три этапа.

На первом этапе следует изучить, какие вопросы больше всего привлекают юношей и девушек, заинтересовать их клубными мероприятиями, показать всевозможные результаты. Именно на этом этапе происходит знакомство клубных работников с теми, кого можно будет в будущем вовлечь в объединения по интересам.

Клубные работники организуют выявление интересов школьников, живущих в микрорайоне данного клуба путем устного или анкетного опроса старшеклассников, по школам, используют отдельные формы клубной работы: диспуты на тему: «Интересно ли ты живешь?», выставки работ кружковцев, мероприятия «Добро пожаловать», «День техники», «День показа работы клубов».

Для формирования устойчивых, глубоких интересов у старшеклассников необходимо длительное систематическое и целенаправленное воспитательное воздействие. Такое воздействие может быть осуществлено только на базе внутриклубных объединений.

Выявив интересы и потребности школьников клубный работник переходит ко второму этапу своей деятельности – к вовлечению старшеклассников в клубные объединения, к созданию коллективов по интересам.

По содержанию и форме можно дать следующую классификацию существующим клубным объединениям старшеклассников:

1. Объединения по интересам. Однопрофильные и многопрофильные. В последних – несколько секций различных направлений. Объединения могут быть историческими и политическими («Мое Отечество», «Юный политик», «Летопись», «Планета»); научно-техническими – физиков и химиков («Меридиан», «Квант», «Электрон»), радиотехников и географов, биологов и геологов; художественными – театральные («Рампа»), поэтические («Алые паруса»), музыкальные («Камертон», изоискусства и архитектурные; кино- и фотодела; шахматно-шашечными, спортивными; авто- и мотодела и др. Эти объединения характеризуются четкостью проблематики, постоянным составом участников, широким самоуправлением школьников, направленностью деятельности на формирование интересов.

2. Объединения-циклы. К данному виду объединений относятся клубные циклы лекций, тематических вечеров, экскурсий, диспутов, КВН и пр. Объединения бывают посвященными одной проблеме и разнотемными. Состав их посетителей непостоянен.

3. Широкое распространение в настоящее время в клубах получили юношеские театральные студии, народные ансамбля, детские технические станции.

При организации любого клубного объединения первостепенной задачей является создание коллектива, который в наибольшей степени может содействовать нравственному воспитанию членов объединения. Коллектив, способствующий установлению устойчивых отношений между отдельными членами, делает состав объединения более постоянным, помогая тем самым осуществлять более глубоко работу по выявлению и формированию интересов и препятствуя возможной текучести участников. В центре внимания каждого члена объединения становятся общественные коллективные интересы.

Целью участников клубного объединения должна стать совместная общественно-полезная деятельность. Юношам и девушка необходимо знать, что занятия в объединении будут не только помогать им в развитии интересов, но и потребуют от них общественно полезной отдачи. Например, целью работы художественных коллективов является регулярное выступление с концертными номерами перед населением района и т.д.

Участие в общественно полезной деятельности будет формировать интересы в направлении общественной значимости, что особенно важно в нравственном воспитании.

Четкая организационная структура клубного объединения – основа успешной работы. Она определяет характер деятельности клубного объединения и способствует улучшению дисциплины, созданию атмосферы взаимовлияния, укреплению коллектива.

Главным в организации клубного объединения является выявление групп наиболее активных и увлеченных ребят. Они решают вопрос о названии клуба, его эмблеме, символике, традициях. В старшем школьном возрасте ребят еще не перестала привлекать символика, атрибутика. Это те элементы игры, которые принимаются с интересом, помогают сплочению коллектива.

ВОПРОС 31 Организация досуга детей и подростков во время Школьных каникул.

Именно в каникулы КДУ наиболее насыщены работой - нужно сделать каждый день для ребенка незабываемым и максимально наполненным впечатлениями. Каникулы в сфере досуга насыщаются мероприятиями разнопланового характера для полноценного отдыха детей и подростков. Формы работы с детьми на каникулах весьма разнообразны - от творческих недель до ежедневных конкурсно-игровых программ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: