Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИКА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества.

Педагогика народного художественного творчества – это отрасль педагогической науки, изучающая законы и закономерности воспитания и обучения в коллективах народного художественного творчества. Предметом изучения педагогики народного художественного творчества являются процессы обучения, воспитания и развития личности в условиях коллектива народного художественного творчества. Творческие коллективы возникали и возникают по сей день и будут возникать в будущем, это объективное явление общественной жизни, поэтому центральными задачами педагогики НХТ выступают:

- всестороннее изучение исторических предпосылок создания художественных коллективов;

- определение закономерностей развития личности в процессе творческого освоения традиций художественного творчества;

- выявление специфики педагогического (не художественного!) руководства творческим коллективом.

Предмет педагогики НХТ- это образование средствами народного художественного творчества как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика народного художественного творчества в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

 

Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества, ее связь с этнопедагогикой, социальной педагогикой, этнопсихологией, социально-культурной деятельностью и др.

Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками. По классификации академика Б.М. Кедрова, она входит в группу прикладных, практических наук вместе с медициной и техникознанием. Связь ее с другими науками выражается в следующем. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета - воспитания. Она адаптирует к своим нуждам методы исследования, а также организует комплексные междисциплинарные исследования. Часть ее исследований носит фундаментальный характер, другая часть прикладной. Без ориентации на практику, на совершенствование процесса воспитания педагогика не существует. Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Социология дает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях. Этика и эстетика дают знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания. Экономика обогащает педагогику знанием об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность.

Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека. Психология открывает законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководить им. Кибернетика, теория управления сложными динамическими системами, играет большую роль в развитии педагогики, так как педагогические процессы интерпретируются как процессы управления педагогическими системами. Информатика, наука о сборе, обработке информации, наряду с кибернетикой, очень важна для педагогики: информация - глобальная категория современной науки. Появилось научное направление - педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике. Ведь в процессе обучения тоже происходит переработка информации и ее использование. Педагогика опирается на знание об информации и работе с ней. Создание интеллектуальных систем позволяет по-новому взглянуть на обучение: восприятие и усвоение информации человеком.

Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Задачи

выявление этнической специфики народной педагогики в традиционных культурах различных этносов;

поиск закономерностей становления и развития традиционной педагогической культуры народных масс под воздействием социальных, экономических и других факторов;

способы отражения и функционирования в современной воспитательной практике педагогических воззрений и опыта предыдущих поколений;

поиск путей использования прогрессивного народнопедагогического наследия в условиях современной системы образования.

Опыт этнопедагогики используется для воспитания экоориентированного типа личности через сбор и изучение информации о традиционной культуре народов в одном из подразделов экологии, получившем название этноэкология (в западной литературе — культурная антропология).

Социальная педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

 

Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации

  В процессе совершенствования системы воспитательно-образовательной работы, укрепления нравственного, эстетического, умственного развития подрастающего поколения огромную роль играет народная культура. Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является только и чисто материальной, другая – только и чисто духовной, третья – не материальной и не духовной. В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, взаимно отождествляются. Эту духовно-материальную целостность и называют «художественностью». Воспитательные возможности народного художественного творчества могут быть успешно реализованы, если педагоги сумеют с детского возраста заложить в человеке потребность в общении с материалами народной художественной культуры - сказками, пословицами, поговорками, загадками, играми, инструментальной музыкой, традиционными обрядами, декоративно-прикладным искусством. Эффективность применения материалов народной культуры в педагогическом процессе состоит не в использовании ее отдельных компонентов, а в создании системы работы на основе ее главных идей: празднично-игровой обрядовой культуры, труда и общения.

Деятельность в этих сферах, понимание их идей, оценка образов народного творчества, сопереживание им могут развить интерес к народным традициям, народному искусству, усилить их воспитательное воздействие. Освоение культурного наследия связывается с развитием чувств сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины, ее региональной культуре, что, в свою очередь, облегчает восприятие и понимание национальных культур других народов, способствует развитию дружественных межнациональных отношений.

Современная жизнь ставит перед нами новые задачи воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, в том числе и знания возможностей использования материалов народной художественной культуры в педагогическом процессе.

Народная педагогика, народное воспитание, народная мудрость, традиционная культура воспитания составляют мощный пласт человеческой деятельности, знаний и культуры. Эта сфера духовно-нравственной деятельности и творческих созидательных исканий человека необычайно многозначно объясняет смысл слова «культура» — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Народ всегда исторически значительнее, чем население. Он несет в себе концентрированный духовный заряд многих поколений, который нак В современном многообразном мире, в том числе и в многонациональных государствах педагогика может реально и эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики, потому что именно она имеет возможность решать вопрос об изучении и использовании культурного наследия прошлого, введении в практику воспитательных систем народных традиций. Культурное наследие каждого народа содержит огромный опыт воспитания, прогрессивные идеи становления развития личности, которые способствуют обогащению мировой педагогической мысли. В связи с этим необходимо изучать духовные непреходящие ценности народов, среди которых одно из центральных мест занимает народная педагогика.апливается веками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: