Человек пытался объяснит нек-ые явления, накапливались знания, к-ые люди передавали друг другу. Шло постепенное освоение труда – изобрели колесо, парус, ветряную мельницу, посуду, столы. Китай и Индия во много обошли Европу (доXVв) – порох, часы. Первоначально науки возникали в ответ на хозяйственные нужды. Отражение внешнего мира в сознании человека было цельным, синкретичным (нерасчлененным), поэтому отдельные формы культуры не были отделены друг от друга и не существовали как самостоятельные формы человеческого бытия. Знания древних цивилизаций можно называть логическо-прикладными или религиозно-утилитарными. Знания носили рецептурный хар-р и не требовали доказательств.
Рассмотрим поподробнее древнегреческий этап.(натурфилософия). В Др.Греции система знаний существовала как результат деятельности особой группы людей. VIв до н.э. происходит рассвет религий и науки, так называемое «греческое чудо».
Причинами чего стало:
1)резкое изменение хар-ра общественной жизни (процесс колонизации, мореплавание, торговля-обмен культурами, развитие техники - железные орудия труда, развитие городов-государств, свободомыслие, современная система письменности, система обучения - древнегреческие школы).
|
|
2)познание приобретает самостоятельную ценность, так как это было интересно. Была четкая установка на доказательство знаний, знание соединялось с обоснованием.
3)произошел переход от рецептурных знаний к теоретическим.
Выделяют 4 этапа натурфилософии:
Геонийский (VI-V вв до н.э.). Учение о первоначалах мира. Пифагореизм. Фалес(первоначальная вода). Героклид (огонь). Пифагор, Анаксимен(воздух), Эмфидокл (вода, воздух, земля), Анаксимандр.
Афинский (V-IV вв до н.э.). Демокрит, Платон, Аристотель. Этап наивысшего развития натурфилософии. Завершается господство идей о первоначалах мира. Анаксобор (учение о геометриях - частицы, они образуют все тела природы). Демокрит (родоначальник атомизма). Аристотель собрал и систематизировал все знания. Весь мир делится на 2 части: небесный и земной.
Эллинистский. (330г. до н.э. – 30г. н.э.). Развитие математики и механики. Эпикур, Эвклид, Архимед. Начало этапа связано с подчинением Александру Македонскому городов Др. Греции, возвышением Др.Рима. Научный центр – г. Апекс. Эпикур(последний крупный философ родившийся в Др.Греции. Развивал идеи атомизма. Атомы испытывали случайные отклонения от прямого движения – кленомен – прообраз диофуртации). Архимед(закон плавучести, правило рычага, работа об исчислении песчинок во Вселенной).Эвклидова геометрия. Изменения разнообразия мат. знаний в 15 томах.
Древнеримский (с 30-го г. н.э.). Атомистика, астрономия. Тит Лукреций, Птелений.
|
|
Основные достижения
1) Атомизм – Демокрит
1. Вселенная состоит из атомов - мелких неделимых частиц и пустоты.
2. Атомы – вечны => Вселенная тоже вечна
3. Атомы находятся в постоянном движении.
4. Атомы – это предел деления самые мелкие неделимые частицы, ”кирпичи” мироздания
5. Атомы различаются по величине и форме
6. Все предметы материального мира образованы из форм и различного порядка их сочетания
2) Различные модели космоса
1. гелиоцентрическая система Аристарха Саморского
2. геоцентрическая система Клавдия Птолемея
3) Идея биологической эволюции – Анаксагор
Происхождение высших организмов от низших
4)Математические описание явлений природы- Пифагор, Платон, Евклид
Земля, огонь, воздух, вода, эфир – 5 основных элементов
5) Открытие конкретных законов природы – Архимед
6) Систематизация полученных знаний – Аристотель
Основные особенности:
· Сильные стороны:
1. Цель – отыскание истины
2. Знание стало системным, рациональным, доказательным
3. Целостный взгляд на мир
4. Идея возникновения космоса из хаоса, идея гармонии
5. Сформированы идеи, к-е получили развитие в дальнейшем.
· Слабые стороны:
1. Принципиальное различие земного и небесного
2. Недостаток опыта, переизбыток теории
3. Разнообразие картин мира
Вопрос 7. Научное мышление в эпоху Средневековья.
Произошел упадок науки. В период раннего Средневековья ведущую роль в развитии науки играл Ближний Восток. В культурных центрах арабского мира открывались библиотеки, книжные магазины, чего не было в Европе.
IX-XI вв – астрономия, математика, медицина; Беруний, Ибн Рум, Ибн Син, Омар Хайям.
XII-XV вв – развитие идей античности и полемика с научно античным наследием. Т.Бродвардин. Схоластика: Ф.Аквинский.
XV-XVI вв – Создание центральной системы мира. Практическая астрономия. Учение о множестве миров. Леонардо да Винчи, Н.Коперник, Т.Браге, Дж. Бруно.
XVI-XVII вв – Учение о методе естествознания. Основы экспериментального естествознания, Астрономические исследования, накоплен ограниченный объем экспериментальной информации, проведена его предварительная обработка. Рене де Когр, Г.Галилей, И.Кеплер, Ф. Бэкон.
С X по XI вв развитие культурных связей (крестовые походы).
Предпосылки к развитию науки:
1) появление первых университетов (!арабский университет в Карбове), 1160 г. – в Париже, 1167-8 гг – Оксфорд. Преподавание на латыни; подготовка духовенства – астрономия, механика, математика.
2) развитие техники (ткачество, часовое дело, книгопечатание).
3)ознакомление с античным научным наследием (первые переводы – труды Эвклида, Архимеда, Аристотеля).
4) Роль церкви в политической, культурной жизни в средние века систематизировало христианские вероучения. Труды Ф.Аквинского. Коперник – Гемоцентрическая система.
Тихобраге – своя астрономия, точная. Кеплер, Дж. Бруно – религиозный философ
ü Без христианства не было бы в Европе науки, т.к.
1) Христианство – монотеизм
2) В христианстве Бог – надзвездный, наднебесный
3) Христианство разрешало человеку познавать мир