Практическая работа № 20

«Культура труда. Профессиональная этика»

Цель работы:

Познакомиться с культурой труда и нормами профессиональной этики.

Материальное оснащение:

Задание для выполнения практической работы.

Краткая теория:

Под культурой труда понимается достигнутый уровень организации производства. Культура труда включает в себя такие понятия, как организация рабочего места, безопасность труда и др. (см. схему).

 

Важной составляющей культуры труда является технологическая дис­циплина, т. е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии вы­полнения работы и требований к ее качеству. Последовательность и точность выполнения технологических операций нужно согласовывать с маршрутными и операцион­ными картами.

Культура труда предполагает также наличие умения организовать свое рабочее место. При организации рабочего места нужно учитывать свои ан­тропометрические характеристики: размеры тела, высоту от пола до поднятой руки, до глаз в положе­нии стоя и сидя, рост в положении сидя и стоя, ши­рину и длину кисти, длину руки и др. Необходимо определить преобладающую позу и исходя из своих индивидуальных особенностей обустроить свое рабо­чее место так, чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало выполнять ра­боту. Порядок на рабочем месте должен поддержи­ваться постоянно.

Дизайну как вы знаете, это творческая деятельность, направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, дости­жение единства ее функциональных и эстетических аспектов. Так же назы­вается и результат этой деятельности.

Все детали интерьера, их форма, отделка, цветовое решение должны гармонично сочетаться и служить оптимизации условий труда. Важнейшим элементом дизайна является планирование и создание зоны отдыха (психо­логической разгрузки) вблизи рабочего участка, желательно с «зелеными уголками». Известно, что общение с миром природы способствует полно­ценному восстановлению сил.

При обустройстве рабочего места нужно устранять образование теней, скопление пыли. Размещать средства труда нужно таким образом, чтобы не за­громождать пространство, граничащее с рабочим местом, и чтобы при не­обходимости можно было все быстро сложить по местам и произвести уборку помещения.

В связи с развитием техники увеличивается число объектов труда и их параметров, которыми необходимо управлять. Развиваются системы дистан­ционного управления, человек все более удаляется от объектов, которыми упра­вляет, об изменении их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основе восприятия определенных сигналов. Осуществляя такое опосредованное управление и контроль, человек получает информацию в закодированном виде (показания счетчиков, индикаторов, измерительных приборов), что требует ее декодирования и мысленного сопоставления с реаль­ными данными. Этим объясняется необходимость применения информацион­ных технологий, являющихся в настоящее время инструментом организации и осуществления практически любой деятельности.

В самом деле, разве помешает токарю применение компьютерной тех­ники? Наоборот, с ее помощью он сможет осуществлять разработку и усовер­шенствование изделия, не затрачивая лишнего материала и времени. Доработка конструкционного решения идет на экране монитора. Поэтому нужно продумать возможность использования информационных технологий и технических средств, позволяющих наиболее рационально использовать и осуществлять ту или иную деятельность.

Важнейшей составляющей культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности.

Техника безопасности — это система организационных и техниче­ских мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые приводят при нарушении правил безопасности к травмам и несчастным случаям.

Каждому виду деятельности соответствуют определенные условия и пра­вила, которые излагаются в инструкциях по технике безопасности. В большин­стве случаев травмы получают из-за невыполнения предписаний инструкций.

Большое значение в обеспечении безопасности в работе имеет выбор рабочей одежды. Она не должна быть слишком тесной, чтобы не сковывать движения, и в то же время не должна быть излишне просторной, что также создает помехи в работе. Кроме того, рабочая одежда продлевает срок служ­бы личной одежды и обеспечивает ее чистоту.

При выполнении работы надо особенно четко соблюдать правила поль­зования электричеством, требования пожарной безопасности и защиты от механических травм.

В любой деятельности необходимо уметь рассчитывать ее экономиче­скую эффективность, так как не всегда результаты работы покрывают затра­ты на ее выполнение.

Эффективность производства — это экономический критерий, ко­торый характеризует соотношение между достигнутыми результатами про­изводства и затратами различных ресурсов.

Прежде чем заняться какой-либо производственной деятельностью, не­обходимо составить бизнес-план, в который войдут расчеты затрат электро­энергии, материалов, времени и др. Итоговую сумму этих затрат нужно сравнить с ориентировочной стоимостью ожидаемого результата работы.

Эффективность трудовой деятельности рассчитывается по формуле:

На экономическую эффективность профессиональной деятельности влияет рациональное использование информационных технологий и организация рабочего места. Эти факторы увеличивают производительность труда, уменьшают затраты.

Таким образом, культура труда включает в себя технологическую дисциплину, рациональную организацию рабочего места, соблюдение условий безопасности труда и производственной эстетики, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность выполняемой работы.

Профессиональной этикой принято называть, во-первых, специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельностилюдей; во-вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.

К общим нормам профессиональной этики относятся такие требования к работнику, как трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязанность, профессиональный долг. Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является человек. Например, существует управленческо-административная, медицинская, педагогическая, правовая, инженерная, сервисная, художественная, предпринимательская этика. Охарактеризуем основные положения различных видов профессиональной этики.

Управленческо-административная профессиональная этика требует от работников политической сознательности, патриотизма, деловитости и компетентности, добросовестности, честности, порядочности. Существуют, к сожалению, примеры несоблюдения профессиональной этики в управленческо-административной системе. К ним относятся бюрократизм, имита­ция исполнительности, искусственное разделение работников на «высших» и «низших», формализм и угодничество.

Профессиональная этика работников сферы обслуживания связана в первую очередь с культурой общения, призвана смягчать конфликты, пресекать бескультурье, мошенничество, нарушение правил торговли и обслуживания. Главная заповедь профессиональной этики этих работников выражается девизом «Клиент всегда прав».

Профессиональная этика инженерно-технических работников включает гуманное отношение к природе, сохранение экологии, экономное и рациональное использование природных ресурсов, готовность к новому инженерно-технологическому мышлению.

В процессе профессиональной деятельности происходит профессиональное становление личности.

Профессиональное становление — это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, с другой — накопление опыта практической деятельно­сти, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельности. Результатами каждого этапа профессионального становления являются соответственно выбор профес­сии, профессиональная компетентность (обученность, умелость), профес­сиональное мастерство и творчество. Эти этапы можно представить графически (см. график).

Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления.

Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возмож­ностями (профессиональное самоопределение) должен быть сделан к мо­менту окончания общеобразовательной школы. Выпускник школы далее приобретает профессиональное образование —профессиональную обученность. И уже в процессе профессиональной деятельности форми­руется профессиональная компетентность. Термин «компетентный» в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Ход работы:

1. Записать в рабочей тетради номер и название практической работы.

2. Заполнить таблицу:

Определение Характерные признаки
1. Культура труда  
2. Техника безопасности  
3. Эффективность трудовой деятельности  
4. Профессиональное становление  

 

3. Ответить на контрольные вопросы по практической работе:

3.1. Особенности профессиональной этики работников сферы обслуживания.

3.2. Особенности профессиональной этики инженерно – технических работников.

4. Подписать отчёт и сдать преподавателю.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: