ПРОЦЕДУРА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
По дисциплине «Правоведение» на основе требований ФГОС и компетентностного подхода
Направление 050100 «Педагогическое образование»
профиль «Обществознание»
ОДО, семестр 1
Цель дисциплины –. содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования на основе овладения теоретическими знаниями о правовой науке, о правах и свободах человека и гражданина, об основных отраслях российского права на основе нормативных правовых актов.
Задачи дисциплины:
1. Развитие общекультурных компетенций:
способности использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
способности использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).
2. Формирование специальных компетенций:
– способности интерпретировать и прогнозировать социально-экономические, политические явления и процессы, опираясь на знания в области права (СК);
|
|
способности использовать нормативно-правовые акты в практической деятельности (СК).
Цель экзамена – выявить и оценить уровень овладения студентом знаниями и компетенциями согласно ФГОС и учебной программе дисциплины. Как форма промежуточной аттестации студентов экзамен выявляет уровень знаний и компетенций студентов в области основных понятий современного права, умений применять знания при решении практических задач правоведения. В ходе аттестации оцениваются результаты освоения студентом дисциплины, которые выражаются не только в глубине и осознанности знаний, но и в умении решать практико-направленные задачи, связанные с отраслями права.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- понятия «государство» и «право» и их роль в развитии общества;
– принципы и формы взаимодействия гражданского общества и государства;
– понятие и принципы правового государства, особенности построения правового государства в России;
– понятие и признаки права, его структуру и действие;
– конституционные права и свободы граждан, основы конституционного строя Российской Федерации;
- систему органов государственной власти;
– основы гражданского, уголовного, трудового, семейного, экологического и административного, информационного права;
– нормативные правовые акты, регулирующие будущую профессиональную деятельность педагога.
Уметь:
– квалифицировать политические и правовые ситуации в России и в мире;
|
|
– оценивать государственно-правовые явления общественной жизни, понимать их значение;
-–понимать смысл нормативных правовых актов;
– использовать предоставленные российским законодательством права и свободы человека и гражданина;
– анализировать текущее законодательство;
– применять нормативные акты при разрешении конкретных ситуаций.
Владеть:
- навыками практической работы с нормативными правовыми актами, применять нормы отраслей права к конкретным жизненным ситуациям;
- навыками научно-исследовательской работы, быть способными продолжать процесс изучения отраслей законодательства, науки и учебного курса самостоятельно.
Компонент «знания» диагностируется и оценивается в ходе экзамена с применением таких средств, как:
- устный опрос;
- собеседование;
- решение задач;
- выполнение упражнений;
- разбор и анализ конкретных ситуаций;
- тест и др.
Компоненты «умение» и «компетенция» диагностируется и оценивается с помощью следующих оценочных средств:
- решение практико-ориентированных задач;
- выполнение заданий по демонстрации функциональных умений;
- защита мини-проектов;
- самопрезентация.
Программа экзамена
Тема 1. Основы теории государства. Государство: понятие, признаки и функции. Форма государства. Правовое государство и гражданское общество.
Тема 2. Основы теории права. Государство и право, их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты. Основные правовые системы современности. Система российского права. Отрасли права. Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность.
Тема 3. Основы конституционного права. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционный статус личности. Система органов государственной власти в РФ.
Тема 4. Основы административного права. Административное правонарушение и административная ответственность.
Тема 6. Основы трудового права. Трудовые отношения. Трудовой договор. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Трудовые споры.
Тема 7. Основы гражданского права. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Сделки и гражданско-правовой договор.
Тема 8. Основы наследственного права. Наследственные правоотношения. Наследование по закону и по завещанию.
Тема 9. Основы семейного права. Брак. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Недействительный брак. Фиктивный брак. Законный и договорной режим имущества супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 10. Основы уголовного права. Преступление. Уголовная ответственность за совершение преступлений.
Тема 11. Основы экологического права. Органы государственной власти в области природопользования. Эколого-правовой статус человека. Право собственности на природные ресурсы. Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие и виды.
Тема 12. Правовые основы защиты информации. Законодательство в области защиты государственной, коммерческой, профессиональной тайн и персональных данных.
Тема 13. Правовое регулирование будущей профессиональной деятельности. Законодательство в области образования. Образовательные уровни и формы получения образования. Образовательные учреждения. Правовой статус участников образовательного процесса.
Формой промежуточного контроля знаний и уровня овладения общепрофессиональными и специальными умениями и компетенциями в результате изучения дисциплины «Правоведение» является экзамен, который проводится в устной форме. Экзамен состоит из устного ответа студента на один теоретический вопрос и решения предложенной практико-ориентированной задачи (ситуации) или выполнения задания.
|
|
В ходе теоретической части экзамена выявляется уровень владения студентом теоретическими положениями права. Оценивается полнота, глубина и осознанность знаний, а также самостоятельность мышления.
При выполнении практического задания, нацеленного на диагностику уровня сформированности определенных компетенций согласно ФГОС и учебной программы, оценивается уровень владения как конкретным, так и обобщенным умением (компетенцией) в области права.
Практическое задание (решение практико-ориентированной задачи или ситуации, анализ ситуации, прикладное задание с использованием теоретических знаний) нацелено на диагностику и оценку уровня сформированности определенной компетенции. При этом часть заданий может быть предложена студентам до экзамена для того, чтобы они смогли более обдуманно подойти к их выполнению.
В соответствии с требованиями компетентностного подхода в процессе экзамена диагностируется уровень владения студентом программными знаниями (когнитивный критерий) по дисциплине и компетенциями (деятельностный критерий), указанными в ФГОС и учебном плане.
Критериями оценки знаний студентов по дисциплине «Правоведение» являются:
- владение понятийным аппаратом;
- глубина и осознанность знаний;
- прочность и действенность знаний;
- аналитичность и доказательность рассуждений.
Уровень сформированности конкретного умения, а также компетенции (обобщенное умение) студентов оценивается по следующим критериям:
- опора на теоретические знания при решении практико-ориентированной задачи;
- способность продемонстрировать (предложить) решение конкретной задачи;
- способность предложить альтернативное решение конкретной задачи (проблемы);
- соблюдение этапов решения задачи.
Общая оценка уровня овладения студентом знаниями и компетенциями в результате ответа на экзамене по дисциплине «Правоведение» складывается из следующих признаков:
|
|
1) достаточный уровень (компетенция достаточно развита)– студент продемонстрировал полные, глубокие и осознанные знания; компетенция сформирована полностью; решение задачи (ситуации) осуществлялось с осознанной опорой на теоретические знания и умения применять их в конкретной ситуации; решение задачи не вызвало особых затруднений;
2) недостаточный уровень (компетенция недостаточно развита)- студент продемонстрировал недостаточно полные, глубокие и осознанные знания; компетенция сформирована лишь частично, не представляет собой обобщенное умение; при решении задачи (ситуации) теоретические знания использовались фрагментарно, поверхностно; решение задачи (ситуации) вызвало значительные затруднения.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие права. Система права и ее элементы.
2. Норма права: понятие и структура.
3. Нормативно-правовые акты: понятие и виды. Система законодательства РФ.
4. Понятие, признаки, состав и виды правонарушения.
5. Понятие юридической ответственности, ее виды, принципы, порядок наложения.
6. Государство: понятие, признаки и функции.
7. Форма государства (форма правления, формы государственного устройства, политический режим).
8. Правовое государство и гражданское общество: понятие, признаки и соотношение.
9. Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические признаки. Основы конституционного строя России.
10. Конституционный статус личности. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина.
11. Система высших органов государственной власти в РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ).
12. Местное самоуправление: понятие и структура.
13. Судебная система и ее структура.
14. Государственная служба: понятие и виды.
15. Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Виды административных правонарушений.
16. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.
17. Понятие права собственности. Способы приобретения и прекращения права собственности.
18. Обязательства. Способы обеспечения обязательств.
19. Гражданско-правовой договор. Понятие и виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров.
20. Наследование по закону.
21. Наследование по завещанию.
22. Трудовой договор. Понятие, виды, условия. Особенности заключения.
23. Работник и работодатель: понятие, правовой статус.
24. Рабочее время и время отдыха.
25. Дисциплина труда. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.
26. Трудовые споры. Понятие, виды и порядок их разрешения.
27. Условия и порядок заключения брака. Недействительность брака.
28. Прекращение брака. Момент прекращения брака. Восстановление брака. Расторжение брака.
29. Законный режим имущества супругов.
30. Договорной режим имущества супругов.
31. Понятие преступления: признаки, состав, классификация преступлений.
32. Уголовное наказание: понятие, цели и виды. Порядок их применения.
33. Источники экологического права. Эколого-правовой статус человека.
34. Право собственности на природные ресурсы. Организационно-правовое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды.
35. Экологические правонарушения: понятие и виды ответственности.
36. Понятие информации. Виды информации. Ответственность за нарушение законодательства о защите информации.
37. Государственная тайна: понятие, защита, правовое регулирование.
38. Персональные данные: понятие и правовое регулирование.
39. Нормативно-правовое регулирование профессиональной деятельности педагога.
40. Образовательные учреждения: понятия и типы. Образовательные уровни и формы получения образования в РФ.