Примерный перечень вопросов к экзамену

ПРОЦЕДУРА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

По дисциплине «Правоведение»  на основе требований ФГОС и компетентностного подхода

Направление 050100 «Педагогическое образование»

профиль «Обществознание»

ОДО, семестр 1

 

Цель дисциплины –. содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования на основе овладения теоретическими знаниями о правовой науке, о правах и свободах человека и гражданина, об основных отраслях российского права на основе нормативных правовых актов.

Задачи дисциплины:

 1. Развитие общекультурных компетенций:

способности использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

способности использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).

 2. Формирование специальных компетенций:

– способности интерпретировать и прогнозировать социально-экономические, политические явления и процессы, опираясь на  знания в области права (СК);

способности использовать нормативно-правовые акты в практической деятельности (СК).

Цель экзамена – выявить и оценить уровень овладения студентом знаниями и компетенциями согласно ФГОС и учебной программе дисциплины. Как форма промежуточной аттестации студентов экзамен выявляет уровень знаний и компетенций студентов в области основных  понятий современного права, умений применять знания при решении практических задач правоведения.  В ходе аттестации оцениваются результаты освоения студентом дисциплины, которые выражаются не только в глубине и осознанности знаний, но и в умении решать практико-направленные задачи, связанные с отраслями права.

Требования к результатам освоения дисциплины

         В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- понятия «государство» и «право» и их роль в развитии общества;

– принципы и формы взаимодействия гражданского общества и государства;

– понятие и принципы правового государства, особенности построения правового государства в России;

– понятие и признаки права, его структуру и действие;

– конституционные права и свободы граждан, основы конституционного строя Российской Федерации;

- систему органов государственной власти;

– основы гражданского, уголовного, трудового, семейного, экологического и административного, информационного права;

– нормативные правовые акты, регулирующие будущую профессиональную деятельность педагога.

Уметь:

– квалифицировать политические и правовые ситуации в России и в мире;

– оценивать государственно-правовые явления общественной жизни, понимать их значение;

-–понимать смысл нормативных  правовых актов;

– использовать предоставленные российским законодательством права и свободы человека и гражданина;

– анализировать текущее законодательство;

– применять нормативные акты при разрешении конкретных ситуаций.

Владеть:

- навыками практической работы с нормативными правовыми актами, применять нормы отраслей права к конкретным жизненным ситуациям;

- навыками научно-исследовательской работы, быть способными продолжать процесс изучения отраслей законодательства, науки и учебного курса самостоятельно.

Компонент «знания» диагностируется и оценивается в ходе экзамена с применением таких средств, как:

- устный опрос;

- собеседование;

- решение задач;

- выполнение упражнений;

- разбор и анализ конкретных ситуаций;

- тест и др.

Компоненты «умение» и «компетенция» диагностируется и оценивается с помощью следующих оценочных средств:

- решение практико-ориентированных задач;

- выполнение заданий по демонстрации функциональных умений;

- защита мини-проектов;

- самопрезентация.

 

Программа экзамена

Тема 1. Основы теории государства. Государство: понятие, признаки и функции. Форма государства. Правовое государство и гражданское общество.

Тема 2. Основы теории права. Государство и право, их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты. Основные правовые системы современности. Система российского права. Отрасли права. Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность.

Тема 3. Основы конституционного права. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционный статус личности. Система органов государственной власти в РФ.

Тема 4. Основы административного права. Административное правонарушение и административная ответственность.

Тема 6. Основы трудового права. Трудовые отношения. Трудовой договор. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Трудовые споры.

Тема 7. Основы гражданского права. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Сделки и гражданско-правовой договор.

Тема 8. Основы наследственного права. Наследственные правоотношения. Наследование по закону и по завещанию.

Тема 9. Основы семейного права. Брак. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Недействительный брак. Фиктивный брак. Законный и договорной режим имущества супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Тема 10. Основы уголовного права. Преступление. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Тема 11. Основы экологического права. Органы государственной власти в области природопользования. Эколого-правовой статус человека. Право собственности на природные ресурсы. Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие и виды.

Тема 12. Правовые основы защиты информации. Законодательство в области защиты государственной, коммерческой, профессиональной тайн и персональных данных.

Тема 13. Правовое регулирование будущей профессиональной деятельности. Законодательство в области образования. Образовательные уровни и формы получения образования. Образовательные учреждения. Правовой статус участников образовательного процесса.

 

Формой промежуточного контроля знаний и уровня овладения общепрофессиональными и специальными умениями и компетенциями в результате изучения дисциплины «Правоведение» является экзамен, который проводится в устной форме. Экзамен состоит из устного ответа студента на один теоретический вопрос и решения предложенной практико-ориентированной задачи (ситуации) или выполнения задания.

В ходе теоретической части экзамена выявляется уровень владения студентом теоретическими положениями  права. Оценивается полнота, глубина и осознанность знаний, а также самостоятельность мышления. 

 При выполнении практического задания, нацеленного на диагностику уровня сформированности определенных компетенций согласно ФГОС и учебной программы, оценивается уровень владения как конкретным, так и обобщенным умением (компетенцией) в области права.

Практическое задание (решение практико-ориентированной задачи или ситуации, анализ  ситуации, прикладное задание с использованием теоретических знаний) нацелено на диагностику и оценку уровня сформированности определенной компетенции. При этом часть заданий может быть предложена студентам до экзамена для того, чтобы они смогли более обдуманно подойти к их выполнению.

В соответствии с требованиями компетентностного подхода в процессе экзамена диагностируется уровень владения студентом программными знаниями (когнитивный критерий) по дисциплине и компетенциями (деятельностный критерий), указанными в ФГОС и учебном плане.

Критериями оценки знаний студентов по дисциплине «Правоведение» являются:

- владение понятийным аппаратом;

- глубина и осознанность знаний;

- прочность и действенность знаний;

- аналитичность и доказательность рассуждений.

 Уровень сформированности конкретного умения, а также компетенции (обобщенное умение) студентов оценивается по следующим критериям:

- опора на теоретические знания при решении практико-ориентированной задачи;

- способность продемонстрировать (предложить) решение конкретной  задачи;

- способность предложить альтернативное решение конкретной  задачи (проблемы);

- соблюдение этапов решения задачи.

Общая оценка уровня овладения студентом знаниями и компетенциями в результате ответа на экзамене по дисциплине «Правоведение» складывается из следующих признаков:

1) достаточный уровень (компетенция достаточно развита)– студент продемонстрировал полные, глубокие и осознанные знания; компетенция сформирована полностью; решение задачи (ситуации) осуществлялось с осознанной опорой на теоретические знания и умения применять их в конкретной ситуации; решение задачи не вызвало особых затруднений;

2) недостаточный уровень (компетенция недостаточно развита)- студент продемонстрировал недостаточно полные, глубокие и осознанные знания; компетенция сформирована лишь частично, не представляет собой обобщенное умение; при решении задачи (ситуации) теоретические знания использовались фрагментарно, поверхностно; решение задачи (ситуации) вызвало значительные затруднения.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Понятие права. Система права и ее элементы.

2. Норма права: понятие и структура.

3. Нормативно-правовые акты: понятие и виды. Система законодательства РФ.

4. Понятие, признаки, состав и виды правонарушения.

5. Понятие юридической ответственности, ее виды, принципы, порядок наложения.

6. Государство: понятие, признаки и функции.

7. Форма государства (форма правления, формы государственного устройства, политический режим).

8. Правовое государство и гражданское общество: понятие, признаки и соотношение.

9. Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические признаки. Основы конституционного строя России.

10. Конституционный статус личности. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина.

11. Система высших органов государственной власти в РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ).

12. Местное самоуправление: понятие и структура.

13. Судебная система и ее структура.

14. Государственная служба: понятие и виды.

15. Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Виды административных правонарушений.

16. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.

17. Понятие права собственности. Способы приобретения и прекращения права собственности.

18. Обязательства. Способы обеспечения обязательств.

19. Гражданско-правовой договор. Понятие и виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров.

20. Наследование по закону.

21. Наследование  по завещанию.

22. Трудовой договор. Понятие, виды, условия. Особенности заключения.

23. Работник и работодатель: понятие, правовой статус.

24. Рабочее время и время отдыха.

25. Дисциплина труда. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.

26. Трудовые споры. Понятие, виды и порядок их разрешения.

27. Условия и порядок заключения брака. Недействительность брака.

28. Прекращение брака. Момент прекращения брака. Восстановление брака. Расторжение  брака.

29. Законный режим имущества супругов.

30. Договорной режим имущества супругов.

31. Понятие преступления: признаки, состав, классификация преступлений.

32. Уголовное наказание: понятие, цели и виды. Порядок их применения.

33. Источники экологического права. Эколого-правовой статус человека.

34. Право собственности на природные ресурсы. Организационно-правовое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды.

35. Экологические правонарушения: понятие и виды ответственности.

36. Понятие информации. Виды информации. Ответственность за нарушение законодательства о защите информации.

37. Государственная тайна: понятие, защита, правовое регулирование.

38. Персональные данные: понятие и правовое регулирование.

39. Нормативно-правовое регулирование профессиональной деятельности педагога.

40. Образовательные учреждения: понятия и типы. Образовательные уровни и формы получения образования в РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: