Титульный лист оформляется по установленной форме на одной стороне листа (приложение 1). Титульный лист является первой страницей ВКР, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
На втором листе, следующим за титульным, приводятся библиографические данные о ВКР, ключевые слова (не менее 5 слов), характеризующие основное содержание работы (приложение 2).
Оглавление отражает перечень названий всех глав (разделов), параграфов (подпунктов), словарь терминов и список сокращений и условных обозначений при их наличии, которые указываются в строгой последовательности с обозначением страниц начала каждой части (приложение 3). Заголовки в оглавлении печатаются прописными (заглавными) буквами. Заголовки должны точно повторять заголовки в тексте ВКР. Не допускается сокращать или давать заголовки в другой формулировке. Последнее слово заголовка соединяют отточие с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Например:
ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………….………….3
СПИСОКСОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ………….…………....4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…….6
Список сокращений и условных обозначений – не является обязательной частью, оформляется при наличии не менее 5 сокращений и условных обозначений. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р7.0.12 – 2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» (использование общепринятых сокращений русских слов и сочетаний). В тексте ВКР могут быть приведены специализированные аббревиатуры или условные обозначения, не предусмотренные вышеуказанным стандартом. В этом случае их включают в список сокращений и условных обозначений, используемых в ВКР. Список сокращений и условных обозначений помещают после оглавления. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения или условные обозначения, справа – их детальную расшифровку.
Например:
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВКР – выпускная квалификационная работа
РФ – Российская Федерация
УК – учебный корпус
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
При написании латинских названий растений и животных необходимо придерживаться общепринятых правил. При первом упоминании названия, используя бинарную номенклатуру, вид обозначается двумя словами на латинском языке: первое – род, к которому относится рассматриваемый вид, второе – видовой эпитет. Названия рода и вида выделяются курсивом. После бинарного названия ставится фамилия учёного, впервые описавшего вид. Если фамилия сокращена, то после сокращения ставится точка. Например, Pinus pallasiana Lamb. – Сосна Палласа, или крымская. Если дальше в тексте вновь необходимо указать этот вид, то родовое название сокращается, фамилия автора вида повторно не пишется, также нет необходимости вторично давать и русское название вида. Повторно можно будет писать P. pallasiana.
Словарь терминов – не является обязательной частью, оформляется при наличии не менее 5 понятий, с соответствующими разъяснениями. Термин записывают с прописной (заглавной) буквы, а определение – со строчной буквы, отделяясь от термина двоеточием с пробелом перед определением.
Например:
Билирубин: желчный пигмент, один из главных компонентов желчи в организме человека и животных.
Раздел Введение раскрывает актуальность и научную новизну работы, цель и задачи исследования, методы исследования, практическую значимость. Приводятся краткие сведения об апробации работы.
Структура введения:
— актуальность темы,
— цель и задачи исследований,
— объект и предмет исследований,
— научная новизна работы,
— практическая значимость работы,
— апробация результатов исследования,
— публикации.
При обосновании актуальности работы необходимо учитывать основания к выполнению работы социального, теоретического и практического характера.
Пример обоснования актуальности в ВКР по теме «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников по региональной экологии»:
Согласно ФГОС основного общего образования, утверждённому Приказом Минобрнауки РФ № 1577 от 31.12 2015 г., изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить в числе прочих компетенций овладение экосистемной познавательной моделью и её применением в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды. В то же время одним из основных результатов освоения основных общеобразовательных программ (п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании») являются умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности. В работах педагогов-новаторов и методистов-биологов (Борзенко, 2001; Зверева, 2007; Левченко, 2014 и др.) показана эффективность учебно-исследовательской деятельности учащихся в формировании экологического мировоззрения школьников. Однако в специальной литературе обсуждаются в основном общие вопросы организации учебно-исследовательской деятельности школьников и приведено очень мало методических рекомендаций по работе с конкретными натуральными объектами. Это обосновывает актуальность данной работы.
Социальное обоснование актуальности работы:
Согласно ФГОС основного общего образования, утверждённому Приказом Минобрнауки РФ № 1577 от 31.12 2015 г., изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить в числе прочих компетенций овладение экосистемной познавательной моделью и её применением в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды.
Теоретическое (фундаментальное) обоснование актуальности работы:
В то же время одним из основных результатов освоения основных общеобразовательных программ (п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании») являются умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности. В работах педагогов-новаторов и методистов-биологов (Борзенко, 2001; Зверева, 2007; Левченко, 2014 и др.) показана эффективность учебно-исследовательской деятельности учащихся в формировании экологического мировоззрения школьников.
Практическое (прикладное) обоснование актуальности работы:
Однако в специальной литературе обсуждаются в основном общие вопросы организации учебно-исследовательской деятельности школьников и приведено очень мало методических рекомендаций по работе с конкретными натуральными объектами. Это обосновывает актуальность данной работы.
Цель исследования – это то, что необходимо достигнуть в процессе научной работы. В качестве цели исследования обычно формулируется в самом общем виде тот научный результат, который был получен в итоге.
Обычно при этом применяются следующие формулировки: «Разработка методики (технологии) формирования (применения) чего-либо»; «Выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических) условий формирования (развития) …»; «Определение и разработка педагогических (дидактических) средств»; «Разработка требований, критериев чего-либо»; «Обоснование содержания, методов, форм или средств» и т.п.
Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для решения проблемы, достижения поставленной в работе цели и для проверки сформулированной гипотезы.
Формулировку задач исследования рекомендуется начинать со следующих слов: «выявить», «определить», «обосновать», «экспериментально проверить» и т.п.
К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие: выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности поставленной проблемы в изучаемой литературе); изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы); разработать систему заданий, уроков и экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования – это то, на что направлен процесс исследования. Объектом исследования является область, в рамках которой находится проблема исследования. Это некий процесс, система или явление, на которое обращено внимание исследователя.
Объектами исследования педагогической науки может быть деятельность преподавателя, учащихся, учебный процесс и т.д.
Предмет исследования – это часть, сторона объекта, которая будет непосредственно исследоваться.
Предметами педагогического исследования могут быть содержание образования, методы, формы и приемы обучения, педагогические условия и т.д.
Научная новизна работы – важная составляющая проведенного исследования, определяющая новаторский характер данных, полученных в ходе написания работы.
Научная новизна ВКР считается доказанной, если в работе: обоснованы новые решения поставленных задач; разработаны новые принципы решения задач, исследованы новые явления; представлены новые методики.
При формулировке научной новизны в исследовании обязательно должно быть дано и ее отличие от существующих работ. При этом в понятие «научная новизна» включаются выражения: «в отличие от существующих методов…»; «новая методика, позволяющая эффективно…» и т.д.
Научная новизна студенческой работы может быть сведена к следующему:
- научные факты изучены в новых условиях: в другом месте, времени, регионе;
- существующий метод исследования применен к новой задаче или проблеме;
- известная научная теория применена к новым объектам или предметам;
- изучен новый аспект существующего знания;
- получены новые результаты в опытах;
- из практики выведен новый научный подход;
Если пишется работа теоретической направленности, то научная новизна будет определяться новшествами, внесенными в теорию. В случае практической направленности выпускной квалификационной работы новизна исходит из результата, полученного впервые.
Практическая значимость – это критерий, определяющий место результатов исследования в жизни, его реальную пользу. Практическая значимость научного исследования доказывает его нужность и важность. Отражение данного критерия фактически дает ответ на вопрос: «Зачем (ради чего) велась столь кропотливая работа?».
Формулировать практическую значимость исследования следует, отталкиваясь от темы и необходимости решения конкретной проблемы.
Автору выпускной работы следует точно определить роль полученных результатов исследования в жизни и теории, кому они могут пригодиться, чем могут помочь, что смогут улучшить. Исследователю предстоит лаконично, кратко и емко отразить практические наработки, к чему он пришел, тем самым, продемонстрировав преимущества своей работы, ее особенности, отличия от других подобных исследований; описать место и способ применения; привести подтверждение эффективности предлагаемых мер по решению проблемы.
Апробирование практических результатов выражается различными способами: доклады на научных конференциях; выступления на симпозиумах и форумах.
Занимаясь апробированием результатов научного исследования, студент извлекает из этой работы большую пользу: приобретает теоретические знания; набирается опыта в апробировании работ различного уровня; учится выступать на научно-исследовательских конференциях, форумах, выставках и симпозиумах; хорошо подготавливается к защите своей научной работы; учится воспринимать критику и исправлять ошибки; повышает свою квалификацию; получает опыт ведения дискуссий.
После того, как студент представил основные результаты работы научного исследования на конференции, симпозиуме или выставке, ему следует опубликовать по теме работы статью. С помощью этого отражаются теоретические принципы и практические результаты работы.
В завершении студент должен обязательно при написании ВКР учесть апробирование и вписать свои научные достижения в разделы Введения такие как «Апробация результатов исследования» и «Публикации».
Апробация результатов исследования (перечисляются названия конференций, симпозиумов, конкурсов, форумов, выставок, где студент освещал свои результаты исследования с обязательным указанием города, времени и места проведения научного мероприятия) (см. в Приложении 4).
Публикации (перечисляются опубликованные практические результаты работы в виде статей, тезисов докладов; сами публикации в алфавитном порядке приводятся в Библиографическом списке; правила оформления см. в Приложении 6).
Пример написания ВВЕДЕНИЯ см. в Приложении 4.
Основная часть состоит из глав и параграфов. Главы должны освещать самостоятельный раздел поставленной проблемы, параграф – отдельную часть этого вопроса. Основная часть может включать следующие элементы:
Обзор литературы
В главе приводится краткий обзор литературных источников по теме исследований и их анализ, на основании которого, в основном, и составляется список использованной литературы. Текстовые ссылки оформляются в круглых скобках, с указанием фамилии автора и через запятую ‒ года издания источника; либо в квадратных скобках согласно списку литературы указывается порядковый номер источника.
Физико-географическая характеристика района исследования(при необходимости)
В этой главе приводится физико-географическая характеристика района исследований с акцентированием внимания на вопросах, непосредственно связанных с темой исследований. Глава включается лишь в работы по биологическим, географическим, экологическим темам.
Материалы и методы исследования
В главе описываются использованные в работе материалы и методы (полевые, экспериментальные, статистические).
Результаты исследований и их обсуждение
В главе представляются и обсуждаются результаты полевых или экспериментальных (эмпирических) исследований. Приведённые результаты анализируются с учётом литературных данных и статистической обработки материала. Представленные в этой главе материалы должны логически подводить к выводам, сделанным в конце работы.
Качество выпускной квалификационной работы зависит также от последовательности и логичности изложения материала, движения от общих положений к частным (дедукция) и от частных положений к общим (индукция).
При её выполнении необходимо соблюдать требования принципа объективности, выводы должны следовать из самого материала, а не из стремления «подогнать» факты под желаемый результат. Следует сделать ссылки на авторов статей и монографий, материал которых используется в работе. Принцип достоверности результатов и выводов требует приводить для доказательства конкретный материал (документы, результаты статистических исследований). Текст следует излагать грамотно, используя специальные термины. При написании важно добиваться чёткости и простоты изложения, краткости и выразительности мысли, точности формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования.
Необходимо обратить внимание на правильность оформления приводимых в выпускной квалификационной работе таблиц и рисунков.
В работе должен быть приведён анализ содержания каждой таблицы и каждого рисунка, изложены основные выводы, суждения или предложения, основанные на приведённых в них данных. По результатам исследования формулируются выводы, которые должны логично вытекать из представленных данных, соответствовать поставленным задачам и подтверждаться статистической обработкой данных.
Раздел «Выводы» (или Заключение) содержит основные, наиболее существенные выводы и рекомендации, сформулированные автором на основании проведенных исследований.
Раздел может включать практические рекомендации, сформулированные в виде предложений по повышению эффективности работы природоохранных организаций и учебных заведений, несущих образовательный, экологический эффект и т.п.
Библиографический списокприводится в конце ВКР и включает цитируемые в данной работе, изученные автором произведения по теме работы. В приложении 6 приведены требования и примеры библиографических описаний источников.
Список иллюстративного материала – не является обязательной частью, включает перечисление представленных в работе (без приложений) таблиц и рисунков.
Приложение.Приложение состоит из дополнительных материалов, подтверждающих основные положения ВКР. В правом углу приложения пишется слово «Приложение». Далее следуют таблицы и рисунки, пронумерованные в порядке упоминания в тексте работы, а также другие дополнительные материалы (акты и т.п.). В качестве дополнительных материалов (приложений) могут быть представлены:
‒ доказательства, формулы, расчёты;
‒ протоколы и акты испытаний и обследований;
‒ акты внедрения результатов исследований.
Структурные части ВКР, не являющиеся обязательными, в работу не включаются и не приводятся в оглавлении.