Европейский костюм 70-90-х гг. XIX в

Мода времен Империи (1804-1815 гг.)

Общая характеристика.

Стиль «ампир» (от фр. «империя») – торжественный и величественный, который в качестве государственного, официального стиля быстро распространился по всей Европе. Стремление к роскоши и разнообразию.

Увеличилось значение военной одежды. Парадная военная форма - великолепие ярких красок, золотой вышивкой. Двор императора блистал сказочной роскошью.

Мужчина -  образованный и отважный, элегантный, деловой, умный.

Мужской костюм

Единообразие, простота.

Брюки - до щиколоток, с подтяжками, заправляли в высокие сапоги, на балы - туфли.

Универсальная форма- фрак темных тонов. Узорный цветной жилет. Рубашка с кокеткой на спинке, узкие рукава, высокий стоячий воротник с жесткими углами. Галстук из батиста, муслина или шелка. Повязывался так, что голова держалась высоко.

Дневной костюм дополнялся цилиндром, выходной и форменный треуголкой, позже- двухуголкой.

Верхом ездили в рединготе, он позже превратился в повседневную одежду – сюртук, который надевали поверх фрака или мундира, он заменял современное пальто, которое носили вместо фрака.

Обязательными были перчатки, шпага же была заменена тростью.

Женский костюм

Декольте уменьшилось, талия несколько опустилась. Разнообразие воротничков, отделки, форм рукавов. Юбка - колоколообразной формы, длина укоротилась и к 1810г. шмиз достигал щиколотки.

Платья стали различаться по назначению на летние, парадные, визитные, уличные.

Признак общественного положения - шляпы. Напоминали мужские, в виде берета, цилиндра и вечерние тюрбаны. Самым модным фасоном шляпы стала «кибитка».

Верхняя одежда - спенсер (короткая курточка прилегающего фасона шился из атласа,

сукна, бархата, в зимнем варианте он подбивался и отделывался мехом)и редингот.

Обувь низкая, плоская, без каблука.

Ткани

В моде материи, затканные золотом и серебром, и меха, в основном, горностай. Популярными стали бархат, парча, атлас. Много привозных тканей: английское сукно, индийский муслин, шелк из Турина, полотно из Голландии. Шали – в  моде. Дамы носили шали на плечах, делали из них платья, повязывали на голове, обивали им мебель.

Украшения

Женщины походили на ювелирные лавки. Кольца -на всех пальцах, цепочки от часов несколько раз обвивали вокруг шеи, волосы украшали нитями жемчуга, в ушах – серьги с богатыми подвесками. В большую моду вошли диадемы, у которых одна половина была осыпана жемчугом, а другая –

бриллиантами, браслеты на руках и ногах разных форм и фасонов. Сверх модно - резные камни-геммы. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, ожерелья, булавки, пряжки, броши, составляли браслеты, целые наборы украшений. Камеи, сохраняя главенствующую роль, великолепно сочетались с жемчугом,бриллиантами и металлом.

Костюм периода Реставрации (1815-1820)

Общая характеристика

Мишурная роскошь и блеск - верх дурного тона. Изысканная простота. Публичные балы закрылись, В обществе влияние от военных перешло к людям ума и таланта. Женщинам нравились почтительные и нежные поклонники. Сдержанность, вежливость и умение разговаривать вызывали уважение и восхищение. Вопросы литературы и искусства – главные темы всех разговоров.

Мужской костюм

Исчезли парик, кружевное жабо и манжеты. Универсальная одежда - фрак с жилетом, годные на все случаи жизни. Основное внимание уделялось совершенству покроя и обработке костюма. Сложился тип неброского, но идеально одетого мужчины – денди.

Одежда простая, неброская, но очень дорогой, покрой безупречен. Модно - собственный портной.

Элегантный мужчина ежедневно переодевается несколько раз, рубашка должна быть всегда белоснежной. Возросла роль галстука. Мужские украшения - галстучная булавка и карманные часы с цепочкой.

Верхней одеждой служил «гаррик» (каррик) – очень длинный плащ со складками сзади и несколькими пелеринами, создавали впечатление небрежной элегантности.

Женский костюм

Женщины стремились выглядеть более стройными за счет длинных гладких платьев с

высокой талией, с богатой отделкой по подолу, с закрытым верхом и длинными

узкими рукавами, закрывавшими руку до кончиков пальцев. Глубокое декольте

осталось только в бальном туалете, в остальных случаях вырез прикрывался

косынками, пелеринками. Женщины стали казаться меньше ростом.

Башмачки остроносые без каблуков.

Верхняя одежда - каррик, зимой носили шубки в виде редингота или дульета, спенсеры. Для вечеров и балов надевали тальму.

Громадные муфты и меховые боа или боа из страусовых перьев (круглый в

сечении шарф)- обязательная принадлежность выходного костюма модницы.

Из шляп самыми модными были с цилиндрической тульей и широкими полями.

Ткани

Производство тканей с крупным узором (жаккардовые). В моде ткани с греческими амфорами и меандрами, стилизованными пальметтами, розетками и цветочной вязью. Мужская одежда шилась- из простых шерстяных материалов темных тонов, наряду с черным цветом популярными были коричневый, синий, серый, зеленый.

Украшения

Признак хорошего тона-  не носить золотых вещей вообще. Ювелирные украшения в виде медальонов с локонами, девизами и миниатюрами, в виде браслетов, брошек и серег,

сплетенных из волос любимых или умерших людей и украшенных золотыми

оправами и фермуарами. Модно - браслеты из узких бархатных лент с прикрепленными к ним медальоном или крестиком, с серебряным или золотым замочком, украшенным каким-нибудь камнем.

Костюм в стиле Бидермайер и романтизм

Общая характеристика

В искусстве новый стиль – романтизм. Романтики большое внимание уделяли эмоциям, душевному состоянию людей.

  Модной стала бледность, хрупкость, задумчивость: специально расстегнутый воротник рубашки, несколько небрежная прическа, особым образом повязанный галстук-небрежность подчеркивала интеллектуальную значимость личности, которая выше бытовых мелочей. Подчеркивание талии, как в мужском, так и в женском костюме, интересе к средневековым украшениям.

С 30-х гг. в модную индустрию втянулись новые силы и страны – Австрия, Германия. Здесь господствовал идеал буржуазного существования - благополучие и комфорт, воплощенный в стиле «бидермайер» (несет ироническое значение, близкое к более позднему понятию китч (дешевка). Аналогичный стиль во Франции получил название «стиля Луи Филиппа». Идеальный герой этого стиля обладал богатством, жизненной хваткой, деловым умом.

Мужской костюм

Фрак, сшитый строго в талию. Брюки длинные, узкие, по большей части светлые или белые, внизу спереди они вырезались дугообразно, чтобы не морщить. Сюртук шили коричневого, серого, зеленого цветов, жилетка былацветной, из шелка или бархата. Рукава рубашки стали длиннее рукавов сюртука и манжеты теперь высовывались из них. Воротник рубашки поднялся вверх и увеличился, галстуки днем носили черные, вечером – белые, акцент ставился на его узле. Самым модной одеждой стали твиды – сюртуки из легкой шерстяной ткани.

Верхнее пальто шилось по фигуре и стало повседневной частью мужского

костюма. Новые разновидности цилиндров – складной клак и боливар. Новинка- фетровая шляпа гарибальди. Ботинки шились гладкие, без шнурков.

Женский костюм

Лиф стал притален, юбка укоротилась, линия талии встала на место. Для создания впечатление тонкой талии -корсеты и очень сильно расширились рукава., которые подчеркивали романтическую покатость плеч и хрупкость шеи. Декольте сильно увеличилось, открывая грудь, шею, плечи. В моду вошли сложные прически. Вместо чепеца - шляпа для сохранения прически. Платье, шляпа и прическа сплошь покрывалась цветами, лентами и воланами. В 30-х гг. декольте исчезло, рукава стали прилегающими, юбка удлинилась и первоначально собиралась в многочисленные мягкие складки, которые исчезли, так как юбка крепилась на обручах.

Пальто заменилось пальтообразными платьями из толстых шерстяных тканей. Поверх такого платья надевали пелерину или накидывали платок. Обувью служили шнурованные

туфли по щиколотку на высоком каблуке с тупым носком.

Ткани

В начале эпохи - плотные, темные. Зимой визитные и бальные платья - из бархата. В конце периода бархат и парча сменились легкими тканями в цветочек. Всегда модные – однотонные ткани ярко выраженных цветов. Для вечерних платьев самой модной материей стал шелк changeant. Для женского и мужского костюма стали предпочитать

клетчатые ткани.

Украшения

Популярен - жемчуг. Броши, ожерелья, длинные серьги, броские браслеты, диадемы,

декоративные гребни, булавки и дорогие изысканные украшения, которыми венчались сложные прически.   

Шейные цепочки с медальонами и разными подвесками постепенно вышли из моды. Очень модной стала узкая ленточка на лбу с драгоценностью посередине – ферронье. Носили и настоящие драгоценности, и использовали и искусственные.

«Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870)

Общая характеристика

Изобретение- швейная машинка,

Кринолин стал более плоским спереди и более выступающим сзади. Одежда позволяла

внешне соблюдать предписанную скромность и определять дистанцию.

Мужской костюм

Линия талии не подчеркивалась, фигура казалась несколько мешковатой. Фрак стал одеждой парадной, знаком привилегированности. Мог быть дополнен коротким «фрачным» плащом черного цвета на белой шелковой подкладке. В моде белые рубашки с разрезом и с пуговицами. Воротники - и стоячие и отложные. В 60-х годах появилась «дешевая роскошь» - пристегивающийся крахмальный воротник, манжеты и манишка, создававшие иллюзию дорогого белья. Визитка —элегантный уличный костюм, надеваемый также для визитов и небольших праздников. Прямой покрой и закругленные спереди полы.

К ней надевались черные брюки в серую полоску или серые брюки в черную полоску. В 50-х г.- брюки на штрипках, в 60х - без штрипок, в 60х гг. – сюртуки, покроем напоминали куртку. Жакеты,бархатная блуза.

Женский костюм

До 1856 г. форма юбки при помощью нижних юбок (до 6 шт), потом обратились к кринолину – стеганой волосяной юбке, форма овала, выдающегося сзади и заканчивающегося шлейфом. В конце 50-х кринолин стали поддерживать эластичные стальные обручи, которые как рессорами поддерживали более легкий современный материал. Рукава лифа сузились, лиф дополнился широкой оборкой у ворота – берте. Под платье - корсет. Повседневные платья имели глухой лиф и расширенные книзу рукава. Бальные платья глубоко декольтировались, без рукавов. Основным фасоном этого времени стало цельнокроеное платье, «принцесс», с высокой линией талии, с плавным переходом между лифом и юбкой. Юбка платья легко расширялась книзу. Цвет платья определялся сезоном, назначением и возрастом.

Ткани

В моде легкие ткани – муслин, тарлатан, органди, батист, фуляр, кисея. После 1852 г.- ткани из нитей двух различных цветов, ткавшихся одновременно, это – переливчатые тафты, дамаск, парча, атлас, шелк (гродетур, гроде-напль, репс). Лионские шелка - для домашних, дорожных, дневных и вечерних платьев.

Цветовая гамма 60-х гг. – серый всех оттенков, синий, черный, кофейный, лиловый, ярко-красный, розовые и голубые муары. Одноцветная материя в мелкую клеточку или цветочек. После 1865 г. преоб-ладали темные цвета: оливковый, светло-серый, коричневый, лиловый, пестрые материи с широкими и узкими полосками.

Верхняя женская одежда -из шерсти или бархата. Черный бархат – ткань только для вечерних туалетов. Кружева всевозможных разновидностей (блонд, алансонские, брабантские, венецианские,др.)

Украшения

Мужские - часы с цепочкой, табакерка, набалдашник палки, булавка для галстука, кольца и запонки. Часы прикреплялись короткой лентой с пряжкой, затем маленькой цепочкой с брелоками (chatelaine), в 40-х гг. цепь стала длинной, тонкой и надевалась на шею. В 50-х гг. - толстая короткая цепочка от бокового кармана к петлице жилета, в 1870 г. концы цепочки тянулись от боковых карманов жилета к середине. Булавка для галстука в 40-х гг. представляла собой две небольшие булавки, украшенные резным или граненым камнем, соединенные цепочкой. Перстень с печаткой было модно носить на указательном пальце.

Женские - длинные золотые цепочки, украшенные жемчугом, которые обвивали несколько раз вокруг шеи и спускали до талии. Множество брошек, браслетов и колец, большей частью с эмалями, прекрасной тонкой работы; золотые шпильки для волос делались с длинными бриллиантовыми или жемчужными подвесками. Бархотки в виде колье на шее и бархатные браслеты с бантами шириной в два пальца на руках. В 60-е гг.количество драгоценных украшений увеличилось. Брелоки, медальоны, браслеты, кольца, бриллиантовые застежки на одежде, золотые кружева тончайшей работы выставлялись напоказ.

Европейский костюм 70-90-х гг. XIX в.

Общая характеристика

Мода большого города - демонстрация богатства, благополучия (костюм перегружен деталями, декором).

В Германии, Средней Европе, Америке моден солидный женский силуэт типа барокко, во Франции и Англии - женщины стройные и изящные.

Функциональность одежды и простота линий. На развитие костюма начали влиять два важных фактора: медицина и спорт. Езда на велосипеде стала светским увлечением мужчин и женщин. Вопросы гигиены человека и его здоровья получили широкое социальное значение.

Мужской костюм

После 1875 г. установился тип мужской одежды- брюки, жилет, пиджак – все из одного материала. Шить костюм у портного считалось роскошью доступной ограниченному кругу людей. Кроме ведомственных мундиров, рабочей одеждой стали пиджаки и жакеты. Официальная мужская одежда – черный сюртук и полосатые визитные брюки. Парадной одеждой остался фрак. В моду вошел пришедший из Англии смокинг - «костюм для курения», который превратился в малый парадный туалет. К нему полагались черные брюки с черными шелковыми лампасами. В 70—80-х годах брюки расширялись книзу в виде воронки. В 90г.- брюки «французского» покроя — мешковатые, суженные книзу. Светлых тонов, в полоску или в клетку. Большой выбор шляп скрашивал однообразие костюма. Появился котелок, канотье, также летние широкополые панамы. Обувь – штиблеты и ботинки на кнопках или со шнуровкой.

Женский костюм

Дорожное платье, плащ-дождевик, пыльник, женский костюм.

В 1870 г. в моду вошел турнюр (приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре)

Силуэт с преувеличенным значением линии бедер. Маленькая головка, затянутая в корсаж грудь, узкие рукава, пышный турнюр, юбки большого объема.

Во 2-й пол. 80-х гг. - юбка спереди укоротилась, шлейф сзади удлинился. К 1880 г. лиф спустился на бедра, обтянул их и ограничил движения.

Деловой облик женщины создавался английским костюмом – блузкой, юбкой,

жакетом. Верхней одеждой служили жакеты, длинные и короткие тальмы, шубы,

пелерины, шерстяные кофточки. Обувь - высокие ботинки, шнурованные или на

пуговицах, на высоком или среднем каблуке.

Ткани

Летом - фуляры, сюра, индийскую кисею неопределенных тонов.

Популярны темные оттенки зеленовато-голубоватого «лотоса», красный «Ван-Дейка» и «мандрагор».  

Бальные платья- из шелка (дамаст, атлас, сюра, мервельё, репс, тафта и т.д.) или из бархата, плюша, парчи, тюля, кружев. Костюмы для гуляний - из шерстяных, полушерстяных английских материй, использовали гладкие и узорчатые шелковые ткани. К 90г. в моду вошел китайский шелк, усеянный цветочками. Модным стало сочетание в костюме тканей, различных по фактуре и цвету: шелк, бархат, шерсть, кружева, газ.

Украшения

Скромность одежд поддерживалась отказом от украшений. К 1872 г. женщины вернулись к праздности и роскоши. Серьги становились все короче, к 1890-м гг. - приобрели форму пуговиц или колец. Брошки делались из драгоценных камней и благородных металлов, но и из агата, слоновой кости, рога и т.п. Браслеты в моде с 30-х гг., а с 90-х гг. их стали надевать поверх лайковых перчаток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: