ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬЕТ
Кафедра международных отношений и внешней политики
Одобрено Учебно-методической комиссией факультета __________________________________ Протокол № _______«___»_____201__ г. Председатель УМК _____________________________ | Утверждено на заседании кафедры __________________________________ Протокол № _______«___»_____201__ г. Заведующий кафедрой _____________________________ |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория наций и межнациональные отношения »
Направление подготовки: | 41.03.05 «Международные отношения» |
Образовательный уровень: | Бакалавр международных отношений |
Форма обучения: | очная, заочная |
Разработчик: к.п.н., доц. Кухтин М. М. ______________
Донецк 2019
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ
Кафедра международных отношений и внешней политики
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по научно-методической
|
|
и учебной работе
______________________Е.И.Скафа
“_____”__________________201__ г.
МП
Рабочая программа учебной дисциплины
«ТЕОРИЯ НАЦИЙ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Направление подготовки: 41.03.05 «Международные отношения»
Образовательная программа: бакалавриат
Форма обучения: очная, заочная
Донецк 2019
УТВЕРЖДАЮ: Декан исторического факультета ___________________О.Б. Пенькова «___»_____________20__г. мп |
Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 465.
Программа учебной дисциплины «Теория наций и межнациональные отношения» составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20 апреля 2016 г. № 415, зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 22 августа 2016 г. № 1494; «Положение об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утвержденное приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2015 г. № 380 (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.10.2015 г. № 750); учебного плана по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения», утвержденного Ученым Советом Университета от 29.05.2019 г., протокол № 3, и основной образовательной программы, утвержденной приказом ректора (№102/05 от 31.05.2019).
|
|
Разработчик:
кандидат политических наук, доцент кафедры международных
отношений и внешней политики ______________ М.М. Кухтин
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры международных отношений и внешней политики
Протокол №__ от «___»________20__г.
И.о. заведующего кафедрой ______________Р.Н. Морозов
Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией исторического факультета
Протокол №__ от «___»________20__г.
Председатель учебно-методической
комиссии факультета _______________ К.Г. Носко
- Область применения и место дисциплины в учебном процессе
Учебная дисциплина «Теория наций и межнациональные отношения» относится к циклу базовой части профессионального блока по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения». Дисциплина реализуется на историческом факультете ДонНУ кафедрой международных отношений и внешней политики. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими и сопутствующими дисциплинами – Всемирная история, Введение в политическую теорию, История зарубежных политических учений.
Нормативные ссылки
Нормативную правовую базу рабочей программы составляют:
- Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 г.;
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения», утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20 апреля 2016 г. № 415, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 22 августа 2016 г. № 1494;
- Нормативно-методические документы Министерства образования и науки ДНР;
– Локальные акты Донецкого национального университета.
Структура дисциплины
Характеристика учебной дисциплины | ||
Направление подготовки | 41.03.05 Международные отношения | |
Образовательная программа | Бакалавриат | |
Квалификация | Академический бакалавр | |
Количество содержательных модулей (тем) | 1 (9 тем) | |
Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы 1 | Профессиональный блок,базовая часть | |
Форма контроля | Текущий, рубежный (модульный контроль), итоговый, зачет | |
| ||
Показатели | очная форма обучения на базе ОСО | заочная форма обучения на базе ОСО |
Количество зачетных единиц (кредитов) | 3 | 3 |
Количество часов | 108 | 108 |
Год подготовки | 2 | 2 |
Семестр | 4 | - |
Количество часов | ||
- лекционных | 34 | 6 |
- практических, семинарских | 34 | 4 |
- самостоятельной работы | 40 | 98 |
в т.ч. индивидуальное задание | - | - |
Недельное количество часов, т.ч. | ||
аудиторных | 4 | - |
самостоятельной работы студента | 2,4 | - |
Описание дисциплины
Цели и задачи.
Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов и соискателей базовых научных представлений об основных тенденциях и проблемах в области межнациональных отношений, представляющей собой систему разнообразных связей между нациями и народами, функционирующими в рамках национально-территориального гражданского сообщества и многонационального государства.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические подходы к анализу межнациональных отношений;
- представить основные принципы и направления национальной политики ДНР;
|
|
- исследовать основные формы межэтнических отношений;
- представить основные модели этнополитики;
- рассмотреть наиболее эффективные пути и методы урегулирования межэтнических конфликтов, обеспечения этнополитической стабильности на примере конкретных государств;
- проанализировать российскую государственную национальную политику, её реализацию в субъектах РФ.
Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных компетенций (ОК):
ОК-9: навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений;
ОК-10: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
ОК-13: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
ОК-16: способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
ОК-17: умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
б) общепрофессиональных компетенций (ОПК):
ОПК-4: умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов;
в) профессионально-дисциплинарных компетенций (ПДК):
ПДК-1: знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;
ПДК-4: ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики;
|
|
ПДК-7: понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических, социально-экономических и силовых методов;
ПДК-9: владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- понятийно-терминологический аппарат, свободное ориентирование в источниках и научной литературе;
- научно-теоретические и практические основы и тенденции развития, характеризующие сферу управления национальными отношениями в целом;
уметь:
- самостоятельно анализировать официальные и интернет источники, фактический материал в сфере национальных отношений всех уровней власти;
- проверять достоверность информации;
- выявлять и анализировать основные проблемы и противоречия в управлении национальными интересами на государственном уровне;
- обосновывать практические рекомендации по преодолению выявленных проблем;
владеть:
- специальной терминологией, применимой в сфере национальной политики;
- методами поиска и анализа правовых актов, официальных документов, нормативной правовой базы по национальной проблематике управления, навыками применения справочно-правовых систем;
- методами системного подхода к исследованию взаимодействия органов государственной власти и органов местного управления.
Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса
Порядковый номер и тема | Краткое содержание темы | |
Содержательный модуль 1 | ||
Тема 1. Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации. | Род, племя, народность, народ, нация как формы социальной общности. Нация как продукт раннекапиталистических общественных отношений. Связь нациогенеза с индустриализацией и развитием информационно-коммуникационных технологий. Теории нации позднего Средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, их классификации, сходства и различия. | |
Тема 2. Становление и развитие национальной мысли в отечественной и зарубежной науке. | Либерализм, социализм, консерватизм, анархизм в спорах о понятии нации (концепции гражданства, класса, «органическое» и «механическое» понимание социальных явлений). Европейская континентальная школа. Англосаксонская школа. Советская трактовка понятия нации. Примордиализм, этносимволизм, модернизм. Теории националистического дискурса, «повседневного» национализма, постколониальные исследования. | |
Тема 3. Этничность и нации. Общее и особенное. | Этнос в пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева, в отечественной и зарубежной геополитике и геостратегии, в теориях цивилизаций. Общечеловеческое и этническое в мировой истории, проблема глобальной цивилизации. Этнос и класс, религия, нация. Интеграция и фрагментация в международных отношениях, исторические судьбы этносов в эпоху глобализации. Этносы на геокультурной карте мира. | |
Тема 4. Нация как исторически сложившаяся культурно-историческая общность людей. | Нация как продукт раннекапиталистических общественных отношений. Общность языка, религии, происхождения, гражданства, истории, культуры как факторы, формирующие нацию. Понятия национальной государственности, экономики и территории. Нациогенез как объективный процесс и результат проектной деятельности. Вопросы об этнической субстанции, роли общих представлений и символов, коммеморативных практик. | |
Тема 5. Этноцентризм и национализм как ксенофобии и источники социальной дезинтеграции. | Социальные и психологические истоки ксенофобии в различных конкретно-исторических условиях. Виды национализма. Империализм и национально-освободительные движения. Демократические преобразования на Западе и в странах «третьего мира». Интернационализм: дружба народов и международная солидарность трудящихся как ответы на капиталистическую глобализацию. | |
Тема 6. Национальный конфликт. | Причины этнических конфликтов. Динамика, специфика и способы урегулирования этнических конфликтов, их интерпретация в рамках различных теорий цивилизаций, геополитических и политэкономических подходов. Национальные конфликты на постсоветском пространстве, Ближнем и Дальнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, их место в структуре мирового политического процесса. | |
Тема 7. Нации и национальная государственность в современном мире. | Политическая нация и государственность, этничность. Моноэтничные и полиэтничные государства в современном мире. «Расколотые и разорванные страны». Доктрина мультикультурализма и интеграция мигрантов в принимающее общество. Обеспечение внутренней стабильности многонационального государства как теоретический вопрос и практическая задача. | |
Тема 8. Многонациональность современного населения Донбасса. | Формирование современного этнического состава населения Донбасса. Историческая специфика заселения региона: политические и экономические факторы. Донбасс в составе Российской империи, Советского Союза, Украины, образование и становление ДНР и ЛНР. Государственная политика ДНР в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. | |
Тема 9. Национальные проблемы и межнациональные отношения в России. | Формирование политической нации в новой России: ценностный и практический аспекты. Русские и россияне. Проблемы межнациональных отношений в современной России, их историческая обусловленность, пути и методы их решения. Роль российского гражданского общества, политических партий и органов власти в улучшении межнациональных отношений. |
Тематический план
Содержательный модуль 1 | ||||||||||||
Название содержательных модулей и тем | Количество часов | |||||||||||
Очная форма | Заочная форма на базе общего среднего образования | |||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||||
лекции | семинарские | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | семинарские | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Тема 1. Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации. | 12 | 4 | 3 | 5 | 12 | 1 | 11 | |||||
Тема 2. Становление и развитие национальной мысли в отечественной и зарубежной науке. | 12 | 3 | 4 | 5 | 12 | 1 | 11 | |||||
Тема 3. Этничность и нации. Общее и особенное. | 12 | 4 | 3 | 5 | 12 | 1 | 11 | |||||
Тема 4. Нация как исторически сложившаяся культурно-историческая общность людей. | 12 | 3 | 4 | 5 | 12 | 1 | 11 | |||||
Тема 5. Этноцентризм и национализм как ксенофобии и источники социальной дезинтеграции. | 12 | 4 | 4 | 4 | 12 | 1 | 11 | |||||
Тема 6. Национальный конфликт. | 12 | 4 | 4 | 4 | 12 | 1 | 11 | |||||
Тема 7. Нации и национальная государственность в современном мире. | 12 | 4 | 4 | 4 | 12 | 1 | 11 | |||||
Тема 8. Многонациональность современного населения Донбасса. | 12 | 4 | 4 | 4 | 12 | 1 | 1 | 10 | ||||
Тема 9. Национальные проблемы и межнациональные отношения в России. | 12 | 4 | 4 | 4 | 12 | 1 | 11 | |||||
Всего | 108 | 34 | 34 | 40 | 108 | 6 | 4 | 98 |