Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬЕТ

Кафедра международных отношений и внешней политики

 

Одобрено Учебно-методической комиссией факультета __________________________________ Протокол № _______«___»_____201__ г. Председатель УМК _____________________________   Утверждено на заседании кафедры __________________________________ Протокол № _______«___»_____201__ г. Заведующий кафедрой _____________________________  

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория наций и межнациональные отношения »

  Направление подготовки:   41.03.05 «Международные отношения»
   
Образовательный уровень: Бакалавр международных отношений
Форма обучения: очная, заочная

                

Разработчик:                                                         к.п.н., доц. Кухтин М. М. ______________

 

 

Донецк 2019

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ

Кафедра международных отношений и внешней политики

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научно-методической

и учебной работе

______________________Е.И.Скафа

“_____”__________________201__ г.

МП

 

Рабочая программа учебной дисциплины

«ТЕОРИЯ НАЦИЙ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

 

Направление подготовки: 41.03.05 «Международные отношения»

Образовательная программа: бакалавриат

Форма обучения: очная, заочная

 

Донецк 2019

  УТВЕРЖДАЮ: Декан исторического факультета ___________________О.Б. Пенькова «___»_____________20__г. мп

 

Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 465.

Программа учебной дисциплины «Теория наций и межнациональные отношения» составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20 апреля 2016 г. № 415, зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 22 августа 2016 г. № 1494; «Положение об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утвержденное приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2015 г. № 380 (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.10.2015 г. № 750); учебного плана по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения», утвержденного Ученым Советом Университета от 29.05.2019 г., протокол № 3, и основной образовательной программы, утвержденной приказом ректора (№102/05 от 31.05.2019).

 

Разработчик:

кандидат политических наук, доцент кафедры международных

отношений и внешней политики                                         ______________ М.М. Кухтин

 

 

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры международных отношений и внешней политики

Протокол №__ от «___»________20__г.

И.о. заведующего кафедрой                                                ______________Р.Н. Морозов

 

Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией исторического факультета

Протокол №__ от «___»________20__г.

Председатель учебно-методической

комиссии факультета                                                           _______________ К.Г. Носко

 

 

  1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе

 

Учебная дисциплина «Теория наций и межнациональные отношения» относится к циклу базовой части профессионального блока по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения». Дисциплина реализуется на историческом факультете ДонНУ кафедрой международных отношений и внешней политики. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими и сопутствующими дисциплинами Всемирная история, Введение в политическую теорию, История зарубежных политических учений.

 


Нормативные ссылки

Нормативную правовую базу рабочей программы составляют:

- Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 г.;

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения», утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20 апреля 2016 г. № 415, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 22 августа 2016 г. № 1494;

- Нормативно-методические документы Министерства образования и науки ДНР;

–  Локальные акты Донецкого национального университета.

 

Структура дисциплины

Характеристика учебной дисциплины

Направление подготовки

41.03.05 Международные отношения

Образовательная программа

Бакалавриат

Квалификация

Академический бакалавр

Количество содержательных модулей (тем)

1 (9 тем)

Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы 1

Профессиональный блок,базовая часть

Форма контроля

Текущий, рубежный (модульный контроль),

итоговый, зачет

 

 

Показатели очная форма обучения на базе ОСО заочная форма обучения на базе ОСО
Количество зачетных единиц (кредитов) 3 3
Количество часов 108 108
Год подготовки 2 2
Семестр 4 -
Количество часов    
- лекционных 34 6
- практических, семинарских 34 4
- самостоятельной работы 40 98
в т.ч. индивидуальное задание - -
Недельное количество часов, т.ч.    
аудиторных 4 -
самостоятельной работы студента 2,4 -

Описание дисциплины

Цели и задачи.

Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов и соискателей базовых научных представлений об основных тенденциях и проблемах в области межнациональных отношений, представляющей собой систему разнообразных связей между нациями и народами, функционирующими в рамках национально-территориального гражданского сообщества и многонационального государства.

 

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- рассмотреть теоретико-методологические подходы к анализу межнациональных отношений;

- представить основные принципы и направления национальной политики ДНР;

- исследовать основные формы межэтнических отношений;

- представить основные модели этнополитики;

- рассмотреть наиболее эффективные пути и методы урегулирования межэтнических конфликтов, обеспечения этнополитической стабильности на примере конкретных государств;

- проанализировать российскую государственную национальную политику, её реализацию в субъектах РФ.

Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных компетенций (ОК):

ОК-9: навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений;

ОК-10: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-13: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-16: способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

ОК-17: умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

б) общепрофессиональных компетенций (ОПК):

ОПК-4: умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смысловые нагрузки проблем и процессов;

в) профессионально-дисциплинарных компетенций (ПДК):

ПДК-1: знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;

ПДК-4: ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики;

ПДК-7: понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических, социально-экономических и силовых методов;

ПДК-9: владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- понятийно-терминологический аппарат, свободное ориентирование в источниках и научной литературе;

- научно-теоретические и практические основы и тенденции развития, характеризующие сферу управления национальными отношениями в целом;

уметь:

- самостоятельно анализировать официальные и интернет источники, фактический материал в сфере национальных отношений всех уровней власти;

- проверять достоверность информации;

- выявлять и анализировать основные проблемы и противоречия в управлении национальными интересами на государственном уровне;

- обосновывать практические рекомендации по преодолению выявленных проблем;

владеть:

- специальной терминологией, применимой в сфере национальной политики;

- методами поиска и анализа правовых актов, официальных документов, нормативной правовой базы по национальной проблематике управления, навыками применения справочно-правовых систем;

- методами системного подхода к исследованию взаимодействия органов государственной власти и органов местного управления.

 

Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса

Порядковый номер и тема

Краткое содержание темы

  Содержательный модуль 1  
Тема 1. Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации. Род, племя, народность, народ, нация как формы социальной общности. Нация как продукт раннекапиталистических общественных отношений. Связь нациогенеза с индустриализацией и развитием информационно-коммуникационных технологий. Теории нации позднего Средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, их классификации, сходства и различия.  
Тема 2. Становление и развитие национальной мысли в отечественной и зарубежной науке. Либерализм, социализм, консерватизм, анархизм в спорах о понятии нации (концепции гражданства, класса, «органическое» и «механическое» понимание социальных явлений). Европейская континентальная школа. Англосаксонская школа. Советская трактовка понятия нации. Примордиализм, этносимволизм, модернизм. Теории националистического дискурса, «повседневного» национализма, постколониальные исследования.  
Тема 3. Этничность и нации. Общее и особенное. Этнос в пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева, в отечественной и зарубежной геополитике и геостратегии, в теориях цивилизаций. Общечеловеческое и этническое в мировой истории, проблема глобальной цивилизации. Этнос и класс, религия, нация. Интеграция и фрагментация в международных отношениях, исторические судьбы этносов в эпоху глобализации. Этносы на геокультурной карте мира.  
Тема 4. Нация как исторически сложившаяся культурно-историческая общность людей. Нация как продукт раннекапиталистических общественных отношений. Общность языка, религии, происхождения, гражданства, истории, культуры как факторы, формирующие нацию. Понятия национальной государственности, экономики и территории. Нациогенез как объективный процесс и результат проектной деятельности. Вопросы об этнической субстанции, роли общих представлений и символов, коммеморативных практик.  
Тема 5. Этноцентризм и национализм как ксенофобии и источники социальной дезинтеграции. Социальные и психологические истоки ксенофобии в различных конкретно-исторических условиях. Виды национализма. Империализм и национально-освободительные движения. Демократические преобразования на Западе и в странах «третьего мира». Интернационализм: дружба народов и международная солидарность трудящихся как ответы на капиталистическую глобализацию.  
Тема 6. Национальный конфликт.   Причины этнических конфликтов. Динамика, специфика и способы урегулирования этнических конфликтов, их интерпретация в рамках различных теорий цивилизаций, геополитических и политэкономических подходов. Национальные конфликты на постсоветском пространстве, Ближнем и Дальнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, их место в структуре мирового политического процесса.  
Тема 7. Нации и национальная государственность в современном мире.   Политическая нация и государственность, этничность. Моноэтничные и полиэтничные государства в современном мире. «Расколотые и разорванные страны». Доктрина мультикультурализма и интеграция мигрантов в принимающее общество. Обеспечение внутренней стабильности многонационального государства как теоретический вопрос и практическая задача.  
Тема 8. Многонациональность современного населения Донбасса. Формирование современного этнического состава населения Донбасса. Историческая специфика заселения региона: политические и экономические факторы. Донбасс в составе Российской империи, Советского Союза, Украины, образование и становление ДНР и ЛНР. Государственная политика ДНР в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений.
Тема 9. Национальные проблемы и межнациональные отношения в России. Формирование политической нации в новой России: ценностный и практический аспекты. Русские и россияне. Проблемы межнациональных отношений в современной России, их историческая обусловленность, пути и методы их решения. Роль российского гражданского общества, политических партий и органов власти в улучшении межнациональных отношений.

Тематический план

 

Содержательный модуль 1

Название содержательных модулей и тем

Количество часов

Очная форма

Заочная форма

на базе общего среднего образования

всего

в том числе

всего

в том числе

лекции семинарские лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа лекции семинарские лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Тема 1. Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации. 12 4 3   5   12 1     11  
Тема 2. Становление и развитие национальной мысли в отечественной и зарубежной науке.   12 3 4   5   12   1   11  
Тема 3. Этничность и нации. Общее и особенное. 12 4 3   5   12 1     11  
Тема 4. Нация как исторически сложившаяся культурно-историческая общность людей. 12 3 4   5   12   1   11  
Тема 5. Этноцентризм и национализм как ксенофобии и источники социальной дезинтеграции. 12 4 4   4   12 1     11  
Тема 6. Национальный конфликт. 12 4 4   4   12   1   11  
Тема 7. Нации и национальная государственность в современном мире. 12 4 4   4   12 1     11  
Тема 8. Многонациональность современного населения Донбасса. 12 4 4   4   12 1 1   10  
Тема 9. Национальные проблемы и межнациональные отношения в России. 12 4 4   4   12 1     11  
Всего 108 34 34   40   108 6 4   98  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: