Основные вопросы принятия УР можно сформулировать следующим образом: для чего выбирать, из чего выбирать и как выбирать. Ответом на первый вопрос является некоторая совокупность целей, которую желает достигнуть ЛПР. Ответом на второй вопрос является множество некоторых исходных альтернатив (вариантов действий), которые позволяют достичь сформулированной совокупности целей. Наконец, ответом на третий вопрос является определение конкретного механизма выбора, который используется в данном процессе принятия УР.
Процесс принятия УР можно рассматривать как процесс функционирования некоторой инструментальной системы, основными составляющими которой являются ЛПР, привлекаемые им советники и эксперты, а также соответствующие компоненты методического, математического, алгоритмического, лингвистического, информационного, программного, технического, организационного обеспечений. Совокупность указанных компонент обычно рассматривают как систему поддержки принятия решения (СППР).
|
|
В инновационном менеджменте УР принимается для перевода предприятия, бизнеса, в общем случае - некоторого управляемого объекта – из текущего состояния в некоторое желаемое. Следовательно, для принятия УР необходимо выбрать, во-первых, это желаемое состояние, и, во-вторых, выбрать способ перехода в него, или образ действий. Конечно, и желаемое состояние, и образ действий должны соответствовать поставленным целям. Поэтому цели принятия УР удобно формулировать в терминах состояний. В общем случае под состоянием понимается совокупность значений некоторых характеристик объекта. Например, состояние конкретного предприятия (бизнеса) можно оценить совокупностью значений некоторых экономических показателей (доход за определенный период, уровень продаж, доля рынка, число работающих, объем заказов на некоторую перспективу и т.д.). Однако само по себе абсолютное значение этих показателей не определяет ценности состояния для ЛПР. Большую роль играет соотношение этих значений, их сравнение с соответствующими показателями конкурентов и амбиции ЛПР.
Процедуру формирования множества целей, выбора желаемого состояния и образа действия можно разбить на несколько последовательных этапов. Заметим сразу, что рассматриваемое разбиение является типовым, и применяется при рассмотрении некоторых других процедур.
Первым этапом процедуры является формирование множества свойств С, определяющих цели, желаемое состояние или образ действий. Затем для каждого свойства требуется сформировать множество показателей П, которые могут являться индикаторами степени выраженности каждого свойства. При этом желательно, чтобы указанные множества свойств и показателей были репрезентативными, т.е. полными и минимальными. Следующий шаг – выбор для каждого показателя адекватной шкалы измерения, т.е. формирование множества шкал Ш. После этого в терминах выбранной шкалы можно сформулировать желаемые, текущие, прогнозные (ожидаемые) или допустимые значения показателей (ЗП). Далее, при наличии двух и более показателей, необходимо определить применяемый механизм выбора (МВ) и правило принятия решения. Наконец, при выборе некоторых неклассических механизмов выбора необходимо определить некоторую систему отношений на множестве свойств или отражающих степень их выраженности показателей (обозначим эту информацию как упорядочение показателей (УП)).
|
|
Отметим, что каждый этап рассмотренной процедуры представляет собой задачу принятия решения. Действительно, для оценки состояния может быть использовано большое число комбинаций свойств, и в каждом конкретном случае требуется выбрать одну из них, т.е. принять решение. Аналогично, для оценки степени выраженности каждого свойства можно использовать достаточно большое число показателей, Например, для оценки такого свойства, как надежность технических объектов, существует более 20 стандартизированных показателей. Использование такого большого числа показателей для осуществления процедуры выбора весьма затруднительно. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо из всего возможного множества показателей выбрать некоторую их минимальную совокупность, которую можно было бы считать репрезентативной, т.е. принять решение. Такая же ситуация и при выборе шкалы – для измерения каждого показателя можно использовать все существующие типы шкал, следовательно, в каждом конкретном случае необходимо принятие решения о применении конкретной шкалы измерения каждого показателя. На четвертом этапе требуется принять решение о применяемом в данном конкретном случае методе измерения значений показателей, и т.д.
Таким образом, рассматриваемая процедура может быть описана кортежем
<С, П, Ш, ЗП, МВ, УП>. (1.1)
Компоненты (1.1) по содержанию представляют собой задачу принятия решения, хотя и не являются задачами принятия УР в том смысле, в каком она сформулирована в 1.1. Методология, технология, используемый инструментарий разрешения проблемы во всех этих случаях принципиально одинаков. Поэтому можно утверждать, что менеджмент – это процесс принятия решений, в который включены процедуры оценивания выбранной совокупности показателей в выбранных шкалах, определение назначаемых значений показателей (минимально или максимально допустимых и т.п.), сбор необходимой информации для формирования исходных множеств альтернатив и т.д. Эти задачи являются в высшей мере креативными и эвристическими, особенно в инновационным менеджменте.
Итак, инновационный менеджмент можно представить как процесс принятия решений, обеспечивающих, в совокупности с операциями информационного обеспечения, принятие УР. Этот процесс, вследствие особенностей инновационного менеджмента, является в высшей степени креативным и эвристическим, осуществляется в условиях неопределенности перспектив развития научно-технического прогресса.