Живопись Москвы XIV – XV веков

 

На первых парах живопись Москвы развивалась в общем контексте русского искусства, и испытывала на себе влияние наследия древней Руси и славяно-византийской культуры. К самым древним иконам, которые сохранились до наших дней, относятся к первой половине XIV века. Появление их было связанно с началом каменного строительства церквей, которое началось как раз в 20-е годы XIV века. Огромную помощь Ивану Калите в приобретение икон оказывал митрополит Пётр. С ним было связанно появление иконы Спаса в Успенском соборе, которая была написана каким-то византийским живописцем. Данная икона чудом пережила пожар 1382 года, а так же другие испытания того тяжелого времени и вскоре была перенесена в новый Успенский собор.

Ещё одна икона “Спас Яркое око” была написана в 1340-е годы, сербским мастером, так как в ней чувствуется стиль иконописных мастеров Сербии. В XIV веке она была так же принесена в Успенский собор. Византийские и южнославянские иконы того времени имели характер во внешней сдержанности чувств и сосредоточенности на образе. Зритель отходил от внешнего мира и полностью погружался в себя.

В середине XIV века в Москве начало складываться новое направление в иконописи. В этом направление главным атрибутом является декоративность, красочность и пластичность изображения. Лики и фигуры на иконах стали красочнее, крупнее и более реальны. В этих иконах чувствовались влияния традиции древней Руси, которые являлись из иконописных школ Ростова и Ярославля. Примерами данной живописи в Москве могут служить миниатюры Сийского Евагилия. Видимый контраст между каноном и реальность можно узреть и на иконе с изображение святых князей Бориса и Глеба, которая была написана позднее.

В середине XIV века появляются сведения об организации и составе иконописных артелей.     Московский летописец ведет записи иконописных работ Кремля, он пишет в 1344 году “почата быша подписывати на Москве две церкви камены, святыя Богородица (Успенский собор), да святыи Михаил (Архангельский собор). Святую же Богородицы подписывали Греци (греческие мастера), митрополичи писцы, Феогностовы... а святого Михаила подписывали русьския писцы, князя великого Семеновы Ивановича, в них же бе стареишины и начальницы иконописцы Захария, Иосиф, Николаи и прочая дружина их...”. ”Успенский собор был расписан греками за один летний сезон. Русские мастера за этот срок не расписали и половины. Толи с сочувствием, толи с иронией летописец добавил: “не могли того лета подписати, величества ради церкви тоя (т.е. из-за значительных размеров харама)”. ” В 1345 году великая княгиня Анастасия незадолго до смерти повелела расписать Спасский собор. Собор был расписан, как отметил летописец, “казною (деньгами) и велением великия княгини” мастером-иконником Гоитаном, также работавшего с дружиной. И уже в 16346 году иконописец подвел итоги иконописных работ в Кремле: “В лето 6854 кончали подписывати три церкви на Москве камены, святого Спаса и святого Михаила, и святого Ивана Лествичника”.

Так же подъем художественной жизни наступает во времена правления Дмитрия Донского, особенно после Куликовской битвы. В данный период создавали свои произведения русские живописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Даниил Чёрный и Прохор с Городца. Имена Феофана Грека и Андрея Рублева стали значимыми в истории московской живописи. Епифаний Премудрый сказал, что Феофан Грек является мудрецом и философом, “книги изограф нарочитый”, ”отменный живописец”. Географический охват его произведений огромен. Художник работал в Константинополе, Галате, Кафе, Москве, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде. В Москве Феофан Грек расписал Рождественскую церковь, Благовещенский и Архангельский соборы: ““Того же лета (1395 года) июня в 4 день, в четверг, как обедню починают, начата бысть подписывати новая церковь каменная на Москве Рождество святыя Богородицы, а мастери бяху Феофан иконник, гречин философ да Семен черныи и ученицы их”... “Того же лета (1399 года) подписывали церковь каменную на Москве святого Михаила, а мастер бяше Феофан иконик Гречин со ученики своими...” “Тое же весны (1405 года) почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на кнзя великого дворе... а мастери бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончашаю””. 

Греческий мастер работал не только в церквях, но и каменных княжеских палатах и теремах. Есть сведения о росписи внутренних стен в покоях Владимира Андреевича Серпуховского, великого князя Василия Дмитриевича. На одной стене художник изобразил всю Москву, на другой – Московский Кремль. Для Благовещенского собора Феофан Грек написал иконы “Корень Моисеев” и “Апокалипсис”. Каждая работа художника была произведением искусства. Никакими образцами он не пользовался и не занимался подражательством. Феофан Грек был известен и как иллюстратор книг. Его миниатюры перерисовывались из книги в книгу и служили образцами для последующих поколений книжников. 

Андрей Рублев являлся младшим современником и сотрудником знаменитого греческого художника Феофана Грека, тем не менее, он не стал его учеником. Рублев не воспринял от него ни строгого византийского аскетизма, ни присущей творчеству Феофана экспрессивности. Произведения Андрея Рублева не имели яркой эмоциональности. Его иконы содержали много лиризма, умиротворенной созерцательности и даже умиления. Андрей Рублев первым смог через живопись показать те нравственные идеалы, которые, утверждал Сергий Радонежский. И не случайно считалось, что икона с изображением святой Троицы была создана художником в похвалу Сергию Радонежскому. Эта икона не только выражала один из важнейших догматов православия - равнозначимость и единство трех ипостасей Божества, - но и художественно утверждала его в сознаниях людей. В честь святой Троицы Сергий Радонежский основал храм, а иконе же был посвящен главный монастырский собор. Учение Сергия о Троице, икона Андрея Рублева отражала реальную жизненную ситуацию: “да воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего”. 

Учителем Андрея Рублева являлся Даниил Чёрный. По повелению великого князя Василия Дмитриевича они вместе расписали Успенский собор во Владимире. Чуть позже ученик Сергия Радонежского и игумен Троицкого монастыря Никон позвали для росписи Троицкого собора всех известных тогда живописцев. Ставшие во главе этой артели Даниил Чёрный и его “товарищ” Андрей Рублёв, оставили росписи, которые современниками были названы “чудными”. 

Последние годы жизни Андрей Рублев провел в Спасо - Андронниковом монастыре. Один из летописцев даже указывал на то что Андрей Рублёв принимал участие в строительстве Спасского собора. Уже современники считали, что Андрей Рублев превосходит всех по “великой мудрости”. В XVI веке иконы Андрея Рублева наряду с работами византийских иконописцев являлись эталоном для русских живописцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: