Система права. Отрасли права

Право – это единство взаимодействующих элементов, определённая система. Система права - это его внутреннее строение, которое выражается в разделении права на относительно самостоятельные части.

Из каких частей (элементов) состоит право?

Первичным элементом системы права является норма права, сущность и строение которой вам уже известны. Также элементами системы права являются отрасли права и институты права.

Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих определённых вид общественных отношений.

Какие отрасли права вам известны?

Институт права - группа однородных юридических норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений. Например, отрасль права – гражданское право, институт гражданского права – отношения собственности; трудовое право (институт увольнения, рабочего времени, трудовой договор); уголовное право (институт преступлений против собственности, экологических преступлений и т.д.).

Публичное и частное право.

Вам уже известно из курса основной школы, что существует деление права на частное и публичное.

Публичное право регулирует отношения между государством и гражданами (конституционное, административное, уголовное).

Частное право регулирует отношения между субъектами права (люди, коллектив) – гражданское, трудовое, семейное.

8. Источники права - формы внешнего выражения содержания права.

- правовой обычай (обычное право) вошедшее в привычку народа правило поведения, которое санкционировано государством.

- судебный прецедент – это судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит общеобязательным образцом при рассмотрении аналогичных дел. (это право суда на создание новых правовых норм, имеют только высшие судебные органы)

- нормативно-правовой акт – выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными органами и содержащий нормы права

(законы и подзаконные акты).

Виды нормативно-правовых актов

А) закон – нормативный правовой акт, принятый в особом законодательном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой (Конституция, общефедеральные законы);

Б) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции. Принимаются органами исполнительной власти и должностными лицами (Президент, Председатель правительства и т.д.)

 

 

Домашнее задание:

Заполните таблицу:

Отрасль права

Что регулирует

Типичная ситуация

 

 Тема: «Нормативно-правовой акт»

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием нормативно-правового акта, видами нормативно-правовых актов, их юридической силой и принадлежностью к предмету ведения различных уровней власти, подвести учащихся к пониманию места нормативно-правового акта в системе правовых норм.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос (10 минут). Письменный тест в формате ЕГЭ (см. Приложение 1) выявляет качество усвоения следующего материала: виды и признаки правовых норм, система права, ее структура (нормы, институты, отрасли права), классификация отраслей права.

  1. Самопроверка результатов выполнения теста (2 минуты).

2. Изучение нового материала.

  1. Понятие нормативно-правового акта (10 минут). Учитель выводит на экран определение нормативно-правового акта (принятый компетентными государственными органами официальный документ, содержащий нормы права) и перечень его признаков (официальный характер, общеобязательность, гарантированность государством, санкции за нарушение, подлежит обязательному опубликованию, изложен юридическим языком). Учитель обращает внимание учащихся на обязательность опубликования нормативно-правового акта (в неопубликованном виде не существует) и соблюдения юридического языка во избежание двусмысленных толкований. Учитель подводит учащихся к пониманию того, что признаки нормативно-правового акта являются «отражением» признаков правовых норм. Учащиеся записывают определение и признаки нормативно-правового акта в тетрадь.
  2. Виды нормативно-правовых актов (15 минут). Учитель выводит на экран незаполненную таблицу «Виды нормативно-правовых актов» (см. Приложение 2) и предлагает учащимся подумать, какие государственные органы имеют право издавать нормативные акты каждого вида. Учащиеся самостоятельно, опираясь на учебник, заполняют в тетрадях вторую графу таблицы, в случае затруднений обращаются к помощи учителя. Учитель знакомит учащихся с понятием юридической силы (низший нормативный акт не может противоречить высшему) и обращает внимание учащихся на то, что положение различных видов актов в таблице отражает их юридическую силу.
  3. Предмет ведения нормативно-правовых актов (5 минут). Учитель выводит на экран определение предмета ведения (круг вопросов, которые уполномочен решать определенный государственный орган) и виды предметов ведения (РФ, совместное ведение РФ и субъектов, ведение субъектов РФ). Учитель предлагает учащимся подумать, к каким предметам ведения относятся известные им виды нормативно-правовых актов. Учащиеся самостоятельно, опираясь на учебник, заполняют в тетрадях третью графу таблицы, в случае затруднений обращаются к помощи учителя.

3. Итоговый контроль (3 минуты).

Учитель выводит на экран полностью заполненную таблицу «Виды нормативно-правовых актов» (см. Приложение 1) и предлагает учащимся сравнить результаты своей работы в тетрадях с данной таблицей. Учащиеся вносят исправления (при необходимости) в свои работы.

Домашнее задание: с. 197 – 201. Вопросы 2 – 5 (с. 206)

Приложение 1.

Тест

(правильные ответы выделены прописными буквами курсивом)

1. Что из перечисленного относится к признакам правовых норм? Запишите цифры, под которыми указаны верные варианты.

1. Опираются на силу общественного мнения

2. Носят общеобязательный характер

3. Утверждаются государством

4. Охватывают сферу личной жизни

5. Имеют формально определенный характер

Ответ:____ 235 ______

2. Что из перечисленного не является видом правовых норм? Запишите цифры, под которыми указаны верные варианты.

1. Уполномочивающие

2. Запрещающие

3. Комплексные

4. Обязывающие

5. Специальные

Ответ:____ 35 ______

3. В приведенном ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это словосочетание.

1. Институт права

2. Норма права

3. Система права

4. Отрасль права

Ответ:__ СИСТЕМА ПРАВА ____

4. Запишите слово, пропущенное в таблице:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: