Вопрос о психологической природе творчества до сих пор остается открытым. В настоящее время ответить на этот вопрос можно лишь частично.
Дж. Гилфорд полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием четырех особенностей:
1) Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. По словам исследователя, творческая личность всегда имеет собственный взгляд на все происходящее;
2) Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможности его нового использования, расширять функциональное применение на практике;
3) Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
4) Семантическая, спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Условия, влияющие на творческий процесс:
|
|
1) успешный в прошлом опыт может тормозить нахождение новых, более рациональных способов решения задач;
2) если нахождение правильного решения далось с большим трудом, то возвращение к этому способу в дальнейшем будет более вероятным, если даже он и недостаточно эффективен;
3) стереотипность мышления, которая возникает в силу первых двух условий, можно преодолеть, если на некоторое время отложить решение, а затем вернуться к нему с твердым намерением искать новые пути;
4) частые неудачи тормозят творческий процесс, может сформироваться мотив избегания неудач, когда человек боится начинать что-то новое из-за возможных разочарований;
5) для успешного протекания творческого процесса необходима должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой.
Нахождение оптимальной мотивации и оптимального уровня эмоционального возбуждения – это процесс индивидуальный.
Качества, препятствующие развитию творческого мышления:
1) склонность к конформизму, т. е. к стремлению следовать чужому мнению, отказываясь от собственного, боязнь оказаться «белой вороной»;
2) боязнь показаться чрезмерно критичным и даже агрессивным в неприятии чужого мнения;
3) боязнь отмщения со стороны того, чье мнение отрицается;
4) завышенная оценка собственных достижений, идей;
5) высокая личностная тревожность;
6) чрезмерная критичность мышления, которая не позволяет сосредоточиться на выработке продуктивных идей, так как все силы уходят на критику других мнений.
Понятие «творчество» тесно связано с понятием «интеллект», под которым подразумевается наличие у человека общих умственных способностей, благодаря чему он успешно справляется с разнообразными задачами.
|
|
Наличие творческого мышления – важный показатель интеллекта человека, для его формирования необходимо придерживаться определенной линии воспитания.
Развитие мышления
Существуют следующие пути развития мышления:
1) необходимо следовать принципу: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать»;
2) мышление развивается в процессе овладения знаниями. В качестве источников знания могут выступать: книги, СМИ, школа, и т. д;
3) любой вид мышления начинается с вопроса, а значит, следует учиться умению задавать вопросы по каждому событию, с которым имеешь дело;
4) полезно развивать умение замечать новое в привычном, видеть предмет или явление с различных сторон;
5) следует тренировать гибкость ума, чему способствуют игры на сообразительность, решение ребусов, логических загадок;
6) важный прием, развивающий мышление, – это сравнение близких понятий;
7) следует помнить о неразрывной связи между мышлением и речью, а это значит, что для лучшего понимания надо попробовать изложить материал другому человеку;
8) развитию мышления также способствует использование письменной речи, поэтому полезно написание сочинения, ведение дневника;
9) для развития мышления полезны дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач.
Итак, развитие мышления возможно при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот.
Тест для проверки усвоения темы
Задание 1.
* К отличительным чертам мышления относятся:
А) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;
Б) невозможно без непосредственного взаимодействия с предметами;
В) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме;
Г) наиболее примитивный познавательный процесс;
Д) опосредованно отражает окружающий мир.
* Продолжите предложение об одном из путей развития мышления:
Необходимо следовать принципу…
Задание 2.
* В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление:
А) Аналитическое
Б) Репродуктивное
В) Продуктивное (творческое)
Г) Интуитивное
Д) Практическое
* Продолжите предложение:
Наличие творческого мышления - …
Задание 3.
* По форме мышление бывает:
А) Теоретическое
Б) Наглядно-действенное
В) Практическое
Г) Наглядно-образное
Д) Словесно-логическое
* Продолжите предложение:
Понятие «творчество» тесно связано с понятием…
Задание 4.
* К операциям мышления относят:
А) Анализ
Б) Синтез
В) Сравнение
Г) Индукция
Д) Дедукция
* Продолжите предложение об одном из путей развития мышления:
Полезно развивать умение …
Задание 5.
* Способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения – это:
А) Гибкость мышления
Б) Быстрота ума
В) Критичность ума
* Продолжите предложение об одном из условий, влияющих на творческий процесс:
Частые неудачи…
Задание 6.
* Самостоятельность мышления – это:
А) способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей;
Б) умение человека разбираться в самой сущности вопроса;
В) способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей.
* Продолжите предложение:
|
|
Абстракция - …
Задание 7.
* К условиям, влияющим на творческий процесс НЕ относят:
А) успешный в прошлом опыт
Б) Категоризацию
В) стереотипность мышления
Г) должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой
* Продолжите предложение:
Мышление – это…
Задание 8.
* К особенностям творческого мышления (по Дж. Гилфорду) НЕ относится:
А) оригинальность суждений, необычность идей, постоянное стремление к новым мыслям;
Б) семантическая гибкость;
В) склонность к конформизму
Г) образная адаптивная гибкость;
Д) семантическая спонтанная гибкость.
* Продолжите предложение об одном из путей развития мышления:
Следует тренировать…
Задание 9.
* К путям развития мышления относят
А) общие понятия
Б) использование письменной речи
В) единичные суждения
Г) дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач
* Продолжите предложение:
Итак, развитие мышления возможно при…
Задание 10.
* При каком условии возможно развитие мышления?
А) при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот;
Б) при контроле со стороны других людей;
В) при принуждении к обучению.
* Продолжите предложение:
Визуальное мышление – это умственное деяние…
Задание 11.
* К качествам, препятствующим развитию творческого мышления относятся:
А) высокая личностная тревожность
Б) завышенная оценка собственных достижений, идей
В) опосредованное отражение окружающего мира
Г) умение создать новые представления
* Продолжите предложение об одном из путей развития мышления:
Следует помнить о неразрывной связи…
Задание 12.
* Кто полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием 4х особенностей:
А) Дж. Гилфорд
Б) А. Маслоу
В) Л.С. Выготский
Г) И.П. Павлов
* Продолжите предложение:
Интеллект-карта строится на основе…
|
|
Задание 13.
* По степени развернутости мышление бывает:
А) Дискурсивным
Б) Наглядно-образным
В) Словесно-логическим
Г) Интуитивным
* Раскройте суть метода развития визуального мышления «Живая фотография»
Задание 14.
* В процесс совершенствования визуального мышления НЕ включают:
А) Стимул
Б) Реакцию
В) Ввод
Г) Вывод
* Приведите пример индукции
Задание 15.
* Выберите из списка виды суждений:
А) Общее
Б) Частное
В) Сложное
Г) Единичное
* Продолжите предложение:
Как и любой другой вид мыслей, визуализация развивается тогда, …
Задание 16.
* К методам развития визуального мышления относятся:
А) анализ
Б) синтез
В) визуальные истории
Д) мгновенное фото
* Приведите пример дедукции