Устанавливались еще две: длительное использование на устойчивой основе

Всех трех компонентов биологического разнообразия, а также, равномерное

Или справедливое распределение выгод (доходов) от использования

Генетических ресурсов, включая гарантию доступа к ним, перенос

Технологий и наличие соответствующих фондов. Одной из особенностей

Конвенции по биоразнообразию, отличающих ее от других международных

Законов было наличие статей 12 и 13, - имеющих прямое отношение к

Образованию в области биоразнообразия. Очень важно то, что в статье 12

Напрямую связаны исследования и обучение в области экологии,

Систематики, биогеографии, ботанике и другим направлениям биологии.

Статья 13 устанавливает для стран-участниц в качестве приоритетной

Следующую задачу: «осуществлять образование населения и развитие

Экологического просвещения, через разработку образовательных программ,

Способствующих усвоению учащимися понятия «биоразнообразие» и

Осознания ими необходимости сохранения биоразнообразия».

В 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный форум по

Устойчивому развитию (World Summit on Sustainable Development –WSSD).

В документах Форума, наряду с 8 основными задачами, направленными на

Продвижение идей устойчивого развития, подчеркивалась огромная роль

Образования и приводилась рекомендация Генеральной Ассамблеи ООН

Объявить период с 2005 по 2015 гг. декадой «образования для устойчивого

Развития». Следует отметить, что еще в 1987 году в Докладе Международной

Комиссии по Охране окружающей среды и развитию (МКОСР) было

Сформулировано определение устойчивого развития, понимаемого как

«…развитие, которое удовлетворяет потребностям сегодняшнего дня, не

Угрожая возможности будущих поколений удовлетворять их потребности в

Будущем». Это определение послужило основой Концепции «Образование

Для устойчивого развития», широко используемой сегодня

Государственными и общественными организациями, а также средствами

Массовой информации в разных странах мира. Две авторитетные

международные организации дали следующие определения этой концепции:

«Образование для устойчивого развития –это динамичная концепция,

Которая открывает новый взгляд на образование, и направлена на то, чтобы

Дать возможность людям всех возрастов проявить ответственность за

Создание устойчивого будущего (ЮНЕСКО, 2004)», и «Образование для

Устойчивого развития стимулирует, вооружает и вовлекает человека и

Социальные группы в размышления о том, насколько правильно мы живем и

Работаем, а также принимаем обоснованные решения для создания путей к

Более устойчивому миру (Комиссия по образованию и коммуникациям

Всемирного союза охраны природы - IUCN, 2004).

Принципы перехода к устойчивому развитию России изложены в указе

Президента РФ «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию».

Согласно этому документу в стране должно быть на перспективу обеспечено

Комплексное и сбалансированное решение социально-экономических

Проблем при сохранении благоприятной окружающей среды и природных

Ресурсов, а также при удовлетворении потребностей настоящих и будущих

Поколений людей.

Основные направления перехода РФ к устойчивому развитию

заключаются в следующем:

 создание правовой системы перехода к устойчивому развитию,

Включая совершенствование современной правовой базы и

Существующего законодательства, включая экономические механизмы

регулирования ООС и рационального природопользования;

 оценка потенциальных возможностей различных экосистем для

Хозяйственного использования и определения границ допустимого

антропогенного воздействия;

 разработка систем стимулирования хозяйственной деятельности и

установление ответственности за экологические последствия;

 восприятие биосферы не только как поставщика ресурсов, но как

Базисного основания жизни, сохранение которого является главным

условием функционирования социально-экономической системы;

 пропагандирование идей устойчивого развития, создание системы

Воспитания и образования для их реализации (приведено по

Трифонова, Селиванова, Мищенко, 2005).

Как же двигаться к устойчивому развитию? Существует семь

Направлений, трансформация в которых необходима для достижения

устойчивого развития. Это:

1. Скорейший переход к стабильной демографической ситуации;

2. Переход к миру без массовой бедности;

3. Использование экологически чистых технологий (нового поколения);

Переход к рыночной системе, в которой цены отражают полную

экологическую стоимость товара;

Переход к «экологически устойчивому» потреблению –использование

экологически безопасных продуктов;

Изменение в системе управления (поддержка тех компаний, которые

производят «экологически чистую продукцию»);

Трансформации в культуре и в общественном сознании (рост

Экологического сознания общества).

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды стало

Наиболее активным после Стокгольмской конференции (1972). Более 200

Разнообразных договоров и соглашений подписано с того времени до наших

Дней. Важнейшая роль отводится следующим направлениям международного

сотрудничества:

Базельская конвенция о контроле над трансграничной перевозкой

опасных отходов и их удалением (1989);

Киотский протокол (1997) важнейшее соглашение, регламентирующее

Выбросы в атмосферу техногенного углерода, который является одной

Из причин потепления климата (данный документ создал предпосылки

для торговли квотами на выбросы);

Монреальский протокол (1987) –регламентирует выбросы в атмосферу

газов, разрушающих озоновый слой;

Вашингтонская конвенция - СИТЕС (1973) о международной торговле

Видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой

исчезновения;

Рио-92 –конвенция о сохранении биоразнообразия.

В настоящее время футурологи предсказывают разные варианты развития

Человеческого общества. Начало прогностическим моделям развития


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: