Всех трех компонентов биологического разнообразия, а также, равномерное
Или справедливое распределение выгод (доходов) от использования
Генетических ресурсов, включая гарантию доступа к ним, перенос
Технологий и наличие соответствующих фондов. Одной из особенностей
Конвенции по биоразнообразию, отличающих ее от других международных
Законов было наличие статей 12 и 13, - имеющих прямое отношение к
Образованию в области биоразнообразия. Очень важно то, что в статье 12
Напрямую связаны исследования и обучение в области экологии,
Систематики, биогеографии, ботанике и другим направлениям биологии.
Статья 13 устанавливает для стран-участниц в качестве приоритетной
Следующую задачу: «осуществлять образование населения и развитие
Экологического просвещения, через разработку образовательных программ,
Способствующих усвоению учащимися понятия «биоразнообразие» и
Осознания ими необходимости сохранения биоразнообразия».
В 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный форум по
Устойчивому развитию (World Summit on Sustainable Development –WSSD).
В документах Форума, наряду с 8 основными задачами, направленными на
Продвижение идей устойчивого развития, подчеркивалась огромная роль
Образования и приводилась рекомендация Генеральной Ассамблеи ООН
Объявить период с 2005 по 2015 гг. декадой «образования для устойчивого
Развития». Следует отметить, что еще в 1987 году в Докладе Международной
Комиссии по Охране окружающей среды и развитию (МКОСР) было
Сформулировано определение устойчивого развития, понимаемого как
«…развитие, которое удовлетворяет потребностям сегодняшнего дня, не
Угрожая возможности будущих поколений удовлетворять их потребности в
Будущем». Это определение послужило основой Концепции «Образование
Для устойчивого развития», широко используемой сегодня
Государственными и общественными организациями, а также средствами
Массовой информации в разных странах мира. Две авторитетные
международные организации дали следующие определения этой концепции:
«Образование для устойчивого развития –это динамичная концепция,
Которая открывает новый взгляд на образование, и направлена на то, чтобы
Дать возможность людям всех возрастов проявить ответственность за
Создание устойчивого будущего (ЮНЕСКО, 2004)», и «Образование для
Устойчивого развития стимулирует, вооружает и вовлекает человека и
Социальные группы в размышления о том, насколько правильно мы живем и
Работаем, а также принимаем обоснованные решения для создания путей к
Более устойчивому миру (Комиссия по образованию и коммуникациям
Всемирного союза охраны природы - IUCN, 2004).
Принципы перехода к устойчивому развитию России изложены в указе
Президента РФ «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию».
Согласно этому документу в стране должно быть на перспективу обеспечено
Комплексное и сбалансированное решение социально-экономических
Проблем при сохранении благоприятной окружающей среды и природных
Ресурсов, а также при удовлетворении потребностей настоящих и будущих
Поколений людей.
Основные направления перехода РФ к устойчивому развитию
заключаются в следующем:
создание правовой системы перехода к устойчивому развитию,
Включая совершенствование современной правовой базы и
Существующего законодательства, включая экономические механизмы
регулирования ООС и рационального природопользования;
оценка потенциальных возможностей различных экосистем для
Хозяйственного использования и определения границ допустимого
антропогенного воздействия;
разработка систем стимулирования хозяйственной деятельности и
установление ответственности за экологические последствия;
восприятие биосферы не только как поставщика ресурсов, но как
Базисного основания жизни, сохранение которого является главным
условием функционирования социально-экономической системы;
пропагандирование идей устойчивого развития, создание системы
Воспитания и образования для их реализации (приведено по
Трифонова, Селиванова, Мищенко, 2005).
Как же двигаться к устойчивому развитию? Существует семь
Направлений, трансформация в которых необходима для достижения
устойчивого развития. Это:
1. Скорейший переход к стабильной демографической ситуации;
2. Переход к миру без массовой бедности;
3. Использование экологически чистых технологий (нового поколения);
Переход к рыночной системе, в которой цены отражают полную
экологическую стоимость товара;
Переход к «экологически устойчивому» потреблению –использование
экологически безопасных продуктов;
Изменение в системе управления (поддержка тех компаний, которые
производят «экологически чистую продукцию»);
Трансформации в культуре и в общественном сознании (рост
Экологического сознания общества).
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды стало
Наиболее активным после Стокгольмской конференции (1972). Более 200
Разнообразных договоров и соглашений подписано с того времени до наших
Дней. Важнейшая роль отводится следующим направлениям международного
сотрудничества:
Базельская конвенция о контроле над трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением (1989);
Киотский протокол (1997) важнейшее соглашение, регламентирующее
Выбросы в атмосферу техногенного углерода, который является одной
Из причин потепления климата (данный документ создал предпосылки
для торговли квотами на выбросы);
Монреальский протокол (1987) –регламентирует выбросы в атмосферу
газов, разрушающих озоновый слой;
Вашингтонская конвенция - СИТЕС (1973) о международной торговле
Видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой
исчезновения;
Рио-92 –конвенция о сохранении биоразнообразия.
В настоящее время футурологи предсказывают разные варианты развития
Человеческого общества. Начало прогностическим моделям развития