ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: Особенности типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта
Выполнил студент
Воробьёва Л.Н.
группы ППЗМаг – 301
заочной формы обучения
направление подготовки
Психология семьи и
семейное консультирование
________________________
«____» _____________2020г.
|
|
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Научный руководитель
Заведующий кафедрой Веденеева Е.В.
Кандидат психол. наук, доцент Кандидат психол. наук,
____________Пономарева И.В. доцент кафедры психологии
«____» _______________2020г. ________________________
«____» _____________2020г.
Челябинск
2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста………………………………………………………………….….7
1.1.1 Понятие эмоционального интеллекта ……….……………………….…..7
1.1.2 Эмоциональный интеллект в старшем дошкольном возрасте…….…...21
1.2 Анализ типов родительского воспитания в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………….…38
1.3 Особенности типа родительского воспитания и уровня эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста……………………46
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание программы эмпирического исследования………..…………..54
2.2. Методы и методики исследования………………………………………..55
|
|
2.3 Результаты эмпирического исследования ……………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……77
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……81
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является периодом приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, это время установления первых отношений с людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать своё эмоциональное состояние и собеседника, по возможности учитывать это в процессе общения, игры или другой деятельности.
К сожалению общая социальная ситуация повсеместного прагматизма, ориентировки на достижение целей, нередко весьма спорных, любыми средствами, ведет к тому, что часто страдает сущностная, процессуальная сторона жизни. Мы просто забываем, что можно радоваться солнцу, звёздам, весеннему изобилию природы или первой снежинке, успехам окружающих нас людей, проявлять сочувствие к другим, прислушиваться к себе и т. д. Такой же, «взрослый» образ жизни часто навязывается и детям, тем самым, лишая их возможности «проживать» своё детство.
Статистика поводов обращения родителей за консультацией к психологу детского сада, показывает, что большая часть вопросов, связана с поведенческими и эмоциональными проявлениями детей. Родители часто оказываются беспомощными в этих ситуациях. Конечно, одних это злит, кого- то расстраивает или пугает, но пытаясь «сохранить лицо», взрослые чаще выбирают стратегию на запрет эмоций: «Не реви, не кричи, замолчи, перестань, сейчас не время…». Итак, ребенку отражается, что его не хотят слышать, ему не помогают понять, что он чувствует, и что, поэтому себя так ведет. В результате, и сам взрослый не видит главного - потребности ребенка, и не может предложить ничего конструктивного, чтобы изменить ситуацию.
В целом, способность распознавать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими и есть – эмоциональный интеллект.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Особенности типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта».
Объект исследования: тип родительского воспитания и уровень эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта.
Цель исследования: Выявление особенностей типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта.
Гипотеза: существуют особенности типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта.
Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:
1. Провести теоретический обзор литературы по данной проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить тип родительского воспитания в семье и уровень эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику типа родительского воспитания, характерного для исследуемых семей.
4. Провести эмпирическое исследование уровня эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
5. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 375 г. Челябинска».
Характеристика выборки: 58 детей трёх общеобразовательных подготовительных групп (возраст детей 6,5 - 7 лет), 58 родительских пар дошкольников.
|
|
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы (опрос, проективные тесты, наблюдение).
Методики исследования:
- Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В., 1996) для родителей детей с 3 до 10 лет.
- Опросник для родителей и воспитателей «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей». (Щетинина А.М., 2000).
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций». Для выявления эмоциональной ориентации ребёнка – на мир вещей или на мир людей. (Нгуен М.А., 2008).
- Проективная методика «Три желания». Для выявления эмоциональной ориентации ребёнка на себя или на других людей. (Нгуен М.А., 2008).
- Методика «Что – почему – как». Для определения степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. (Нгуен М.А., 2008).
3. Интерпретационно – описательный метод.
4. Метод математический статистики обработки данных (кластерный анализ; U-критерий Манна — Уитни, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно).
Положения, выносимые на защиту:
1. Для старшего дошкольного возраста детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта
2. Тип родительского воспитания – потворствующая гиперпротекция, является фактором низкого уровня развития компонентов эмоционального интеллекта детей 6-7 лет.
3. Тип родительского воспитания, сочетающий черты эмоционального отвержения и повышенной моральной ответственности взаимосвязан с низким уровнем развития эмоционального интеллекта детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать его результаты в психолого-педагогической работе с дошкольниками и их родителями для гармонизации детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта.
|
|
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что при подтверждении гипотезы, выводы исследования можно будет использовать:
- как обоснование профилактической и/или развивающей программы для работы c родителями, как фактором взаимосвязанным с уровнем развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;
- как материал для группового или индивидуального консультирования родителей (взрослых);
- как материал для создания развивающей программы для работы с детско-родительскими группами.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА