Вопрос 38. Правовые основы охраны озонового слоя и климатической системы

Атмосферный воздух  является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и климата – одно важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемое в глобальном, региональном и национальных масштабах.

Законодательная база в данной области основывается на Конституции РФ, в нее входят многочисленные международно-правовые, региональные, национальные и локальные акты. Это Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», акты федерального уровня (о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах и т. п.), уровня субъектов РФ, подзаконные акты – постановления Правительства РФ, санитарно-гигиенические нормативы Минздравсоцразвития РФ. Российское законодательство об охране атмосферного воздуха базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха, недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении и др.

Правовыми инструментами для реализации указанных принципов являются:

– установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий;

– государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ;

– получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия;

– государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов вредных физических воздействий и их источников.

Объекты правового регулирования Атмосферный воздух  – естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых производственных и иных помещений.

Воздух в жилых, производственных, общественных помещениях, в установках, компрессорах, баллонах  и др., т. е. изъятый из окружающей среды или отделенный от нее, является объектом гражданского, трудового и иного законодательства.

Климат  представляет собой многолетний режим погоды данной местности, определенный географической широтой, высотой над уровнем моря, удаленностью местности от океана, рельефом суши, антропогенным воздействием и иными факторами. Правовому регулированию подлежат система и средства наблюдения за состоянием и изменения климата, меры по стабилизации концентраций парниковых газов, воздействие на погоду и климат и иные вопросы.

Озоновый слой  является частью атмосферного воздуха, расположенной на высоте от 20 до 50 км, предохраняющей живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. Производство и применение озоноразрушающих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п. также подлежат правовому регулированию и охране.

Загрязнение атмосферного воздуха, происходящие и прогнозируемые изменения климата, трансграничные переносы вредных веществ, большие расстояния и иные негативные явления и процессы требуют принятия неотложных организационных и правовых мер.

Нормирование как важнейший инструмент охраны атмосферного воздуха. Под охраной атмосферного воздуха следует понимать систему мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Одним из важнейших инструментов охраны атмосферного воздуха является нормирование.

Современная система нормативов включает в себя:

предельно допустимые уровни  (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух – норматив, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

предельно допустимые нормативы  (ПДН) вредного физического воздействия на атмосферный воздух – норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и иного физического воздействия, при котором вредное физическое воздействие от данного и от всех иных источников не приведет к превышению ПДУ;

технические нормативы выброса  устанавливаются для передвижных и стационарных источников, технологических процессов, оборудования и отражают максимально допустимую массу выбросов загрязняющего вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных средств и другие показатели;

предельно допустимые (критические) нагрузки  (ПДН) – показатель воздействия одного или нескольких вредных веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на нее;

предельно допустимый выброс  (ПДВ) – норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы других экологических нормативов. При установлении ПДВ учитывают перспективу развития предприятия, физико-географические и климатические условия местности, расположение промышленных площадей и установок существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха;

временно согласованный выброс  представляет собой временный лимит выброса загрязняющего (вредного) вещества в атмосферный воздух, определяемый для стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития территории в целях достижения установленных ПДВ;

гигиенический норматив  – это критерий качества атмосферного воздуха, отражающий предельно допустимое максимальное количество загрязняющих веществ, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

экологический норматив качества атмосферного воздуха  также отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в воздухе, при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду.

Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. Согласно ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, который является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды.

Государственный контроль  за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей  следующее:

– обеспечить выполнение уполномоченными органами мероприятий по охране атмосферного воздуха;

– соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу;

– соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

– соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

– выполнение федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов РФ и выполнение мероприятий по его охране;

– обеспечить выполнение иных правил, установленных законодательством РФ, ее субъектами в данной области.

Выделяют три вида экологического контроля:

информационный  – как правило, предшествует двум другим и сводится к сбору информации для принятия предупредительных и пресекательных действий;

предупредительный  – проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства;

карательный  – выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям.

Государственный контроль осуществляется соответствующими органами исполнительной власти.

Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Наряду с государственным контролем за охраной атмосферного воздуха указанный Закон предусматривает производственный и общественный контроль за охраной окружающего воздуха.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и назначающие лиц, ответственных за проведение производственного контроля, и (или) организуют экологические службы.

Общественный контроль осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в области охраны окружающей среды, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ об общественных объединениях.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Административная ответственность установлена в КоАП РФ (ст. 8.21—8.23), уголовная – в УК РФ (ст. 251). Законодательством предусмотрены также меры дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности.

Нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха  представляет собой виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), состоящее в невыполнении требований и правил, установленных в целях охраны атмосферного воздуха, предотвращения вреда здоровью людей и окружающей среде, защиты экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности населения и территорий.

Уголовная ответственность устанавливается  за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха либо причинение по неосторожности вреда здоровью человека. Изменение качества атмосферного воздуха может быть результатом и иных преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена ст. 247 УК РФ.

Административная ответственность  устанавливается за различные по своему содержанию нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, в частности:

– выброс вредных веществ в атмосферный воздух или без разрешения и вредное физическое воздействие на него;

– нарушение правил эксплуатации, а также за неиспользование сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которое может привести к загрязнению, либо за использование неисправных сооружений, оборудования и аппаратуры;

– за выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, за эксплуатацию гражданами механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, производимого ими при работе.

Объектами  указанных правонарушений являются общественные отношения по охране атмосферного воздуха, а также порядок деятельности промышленных и других предприятий и организаций, в результате которой может быть оказано вредное воздействие на состояние атмосферного воздуха.

Объективная сторона  состоит в деянии (действии, бездействии) виновных, условии осуществления какой-либо указанной в диспозиции нормы деятельности; в материальных составах она включает также последствия и причинную связь между деянием и последствиями.

Субъективная сторона  – вина в форме умысла либо неосторожности.

Субъектами  могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, в ряде составов административных проступков – должностные лица, а также юридические лица.

Рассмотрение дел  о нарушениях законодательства в указанной области находится в компетенции  органов внутренних дел (милиции); органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органов российской транспортной инспекции; органов морского и внутреннего водного транспорта; органов государственной инспекции по маломерным судам; органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: