Больше всего понравилось все

В Литературном музее открылся сказочный мир Бориса Диодорова и Карины Филипповой

Текст: Мария Воронова

Российская газета - Федеральный выпуск № 291(8049)

Борис Диодоров - один из тех немногих иллюстраторов детской книги, чьи работы запоминаются на всю жизнь. Его иллюстрации к сказкам Андерсена любимы детьми многих стран. Четверть века назад Наталья Петровна Кончаловская, представляя читателям альбом с иллюстрациями Диодорова, писала: "Поистине великое искусство - это создание книжки для детей!" Из рук принцессы Дании художник получил золотую медаль Х.К. Андерсена - главную международную награду в области детской литературы.

Сегодня в отделе ГМИРЛИ имени В. И. Даля "Доходный дом Любощинских - Вернадских" открывается выставка "Как рождается сказка: книжные миры Бориса Диодорова и Карины Филипповой".

Борис Аркадьевич Диодоров и его жена поэтесса Карина Степановна Филиппова были неразлучны на протяжении почти полувека. Они вместе готовили эту уникальную выставку. Шутили: выставка к их общему юбилею - на двоих им уже 170 лет!

Увы, Карины Степановны не стало в конце октября. Ее имя стояло в афише "Вечно живых" - первого спектакля легендарного ефремовского "Современника" 8 апреля 1957 года. Ее педагогом в Школе-студии МХАТ была Софья Пилявская. Она была в гостях у Ольги Леонидовны Книппер-Чеховой и дружила с Владимиром Высоцким, Евгением Урбанским, Александром Лазаревым.

Вот что говорит о ней ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский: "Карина закончила Школу-студию МХАТ, начинала с теми, кто начинал тогда "Современник", но прожила не актерскую жизнь, а состоялась как поэт-песенник, подарившая точные и важные слова, что обрели вторую жизнь, сдвоившись с голосами известнейших наших исполнителей". Одно перечисление их завораживает: Клавдия Шульженко, Гелена Великанова, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Филипп Киркоров. Алла Пугачева на своем прощальном концерте простилась с публикой песней "Каждого больше люблю", которую написала Карина Филиппова.

Карина Степановна часто вспоминала слова своей бабушки: "Деточка, начало жизни трудное, потом будет счастье". Счастьем ее жизни стала встреча с Боречкой (иначе она его не называла) - с Борисом Аркадьевичем Диодоровым. Рядом с ней он стал выдающимся художником.

У нас с Кариной были чудеса именно в то время, когда они невозможны

Накануне открытия выставки "РГ" встретилась с народным художником России Борисом Диодоровым.

Что ждет посетителей выставки - ведь здесь не обойтись без ваших легендарных Винни-Пуха, Русалочки или Нильса, который вечно путешествует с дикими гусями?

Борис Диодоров: Я передал почти все, что хранилось в наших с Кариной архивах. Это не только мои работы, но и афиши спектаклей с участием жены, Карины Степановны, и стопки фотографий. Даже книги отзывов с выставок - у меня их много скопилось. Вот, например, из Пушкинского музея - один мальчик написал: "Мне понравились Русалочка, Винни-Пух… Но больше всего понравилось все". Получать такие отзывы особенно приятно. Взаимная любовь не может не окрылять.

В ваших работах столько света…

Борис Диодоров: Весь свет жизни я получал от Карины. Она была средоточием любви. Мы всегда с ней чувствовали, что живем отраженным друг от друга светом.

У нас не было отдельной друг от друга работы. Все - вместе. Я всегда советовался с Кариной, какую книгу браться иллюстрировать, а какую лучше отложить в сторону, отказаться. Мы никогда не брались за работу ради денег.

А если денег не было, все равно были счастливы. У нас с Кариной были чудеса именно в то время, когда они невозможны. Вот вопреки всему. Карина часто говорила: "Тебе плохо? Ищи того, кому еще хуже, чем тебе, и бросайся помогать". Поступая так, мы всегда выходили из самых тяжелых испытаний. Из нищенства, из болезней, из всего.

Мы всегда жили в поиске чего-то идеального, высшего. И при этом никуда не спешили и не запирались от людей. Наш дом всегда был полон любимыми друзьями, а их, к счастью, было много. Мы никогда не упускали из виду солнце и во все времена чувствовали себя свободными.

По вашим словам, призвание свое вы получили "генетическим" путем: отец - художник, дедушка - библиофил. Неужели все заранее предопределено: что на роду написано - тому и быть. Но как, в какой момент вы это поняли?

Борис Диодоров: Когда я учился на живописном факультете Суриковского художественного института, я считал себя прежде всего живописцем. А что такое советский институт? Нужно писать диплом на заданные темы: рабочие, строители, завтрак тракториста… Захотелось отклониться от "заданного". Важным для меня было знакомство на первом курсе с профессором Михаилом Ивановичем Курилко, возглавлявшим театрально-декоративный факультет. Именно к нему, лауреату "Золотой медали" Академии художеств в 1913 году, я решил идти на дипломный факультет.

Может, надо было сразу идти на графический факультет?

Борис Диодоров: Как театральный художник по диплому я сделал оформление оперы "Голос земли" на музыку Аркадия Островского, для одного из первых спектаклей Бориса Аркадьевича Покровского, художественного руководителя создаваемого Камерного музыкального театра. Для этой постановки Карина написала либретто и стихи для исполнителей. Еще я оформлял спектакль "Треугольник. Анна - Каренин - Вронский" для театра Марка Розовского, где Карина согласилась "поиграть" в постановке "Дядя Ваня" А.П. Чехова. Вот и все…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: