Текст: Ульяна Вылегжанина
В Санкт-Петербурге завершился XIV Международный кинофестиваль научно-популярных и образовательных фильмов "Мир знаний", стартовавший 1 ноября. Зрители увидели 17 самых ярких мировых картин, посвященных науке и образованию. Режиссеры представляли разные страны: США, Данию, Францию, Германию, Испанию, Норвегию, Россию и другие.
Как сообщает оргкомитет, главной темой фестиваля стало развитие искусственного интеллекта в нашей стране и за рубежом. Кроме того, ленты были посвящены другим актуальным научным проблемам: расшифровке полного генома человека, способности научных открытий менять мир и так далее.
Гран-при получила работа "Привет, искусственный интеллект" немецкого режиссера Изы Виллингер. Приз за лучшую режиссуру - фильм представителя США Йена Чейни "Самое неизведанное". Приз за лучшую операторскую работу - норвежская картина "Королева без королевства" Асгейра Хельгестада.
Короткометражную работу молодого российского режиссера Егора Махонина "Создавая доступный мир" жюри признало лучшим дебютом фестиваля. Картина повествует о петербургском разработчике Федоре Беломоеве, который создает уникальные коммуникаторы для слепоглухих людей.
|
|
Специальный приз жюри присудили в этом году фильму "Город ученых" режиссера Дмитрия Семибратова. Молодежное жюри вручило свой специальный диплом фильму Марины Марии Мельник "Отец Байкал". А специальный диплом телеканала "Наука" достался американской полнометражке "АльфаГо" режиссера Грега Коса. Автор и герои документального фильма задаются сложными вопросами: могут ли компьютеры думать творчески, можно ли разработать искусственный интеллект, обладающий интуицией?
Стать гостем кинофестиваля мог любой желающий. Все показы были бесплатными и сопровождались полными залами.
"Мадонну Литту" Леонардо представят на выставке в Милане
В миланском музее Польди-Пеццоли 7 ноября открывается выставка "Леонардо и "Мадонна Литта"". Она приурочена к пятисотой годовщине со дня смерти Леонардо да Винчи и стала частью насыщенной культурной программы проекта "Милан - Леонардо - 500". Этот проект подготовили Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии, территориальный комитет по Милану и Ломбардии и отдел по культуре администрации Милана. Официальный спонсор проекта - банк ВТБ.
- Банк ВТБ как социально-ответственная компания в соответствии со своей стратегией реализует целевые программы по нескольким направлениям. Одна из наших программ - "Культурная страна", в рамках которой банк выступил официальным спонсором выставки в Милане. На ней посетители смогут вновь увидеть картину "Мадонна Литта" великого Леонардо да Винчи в Италии, - рассказала советник президента - председателя правления банка ВТБ Наталия Германова. - Эта работа является одним из самых ценных экспонатов давнего партнера ВТБ - Эрмитажа - и крайне редко покидает музей. Последний раз полотно выставлялось в Милане почти 30 лет назад, в далеком 1990 году.
|
|
"Мадонна Литта" ("Мадонна с младенцем") была написана в 1490-х годах, спустя примерно 10 лет после другого шедевра Леонардо - "Мадонны Бенуа" ("Мадонны с цветком"), который также входит в коллекцию Эрмитажа. Свое название картина, на которой Дева Мария кормит младенца Христа грудью, получила по фамилии миланской семьи, в чьем собрании картина находилась в XIX веке. Некоторые исследователи приписывают авторство полотна не самому Леонардо, а его ученикам. Эрмитаж приобрел эту работу у потомка аристократического рода - герцога Антонио Литта - в 1864 году. Директором Эрмитажа в то время был Степан Гедеонов, и он приобрел в Италии четыре произведения Леонардо, заплатив за них 100 тысяч франков.
Наряду с "Мадонной Литта" на выставке в Милане представлены и другие важные работы - более двадцати картин и рисунков Леонардо да Винчи и его ближайших учеников, которые были созданы в последнее двадцатилетие XV века, когда мастер работал при дворе герцога миланского Лодовико Сфорца.
В преддверии выставки в здании музея Польди-Пеццоли прошел пресс-показ, в котором приняли участие президент Художественного фонда Польди-Пеццоли Джан Джакомо Аттолико Тривульцио, советник по культуре региона Ломбардия Стефано Бруно Галли, советник по культуре города Милан Филипп Дель Корно, директор Музея Польди-Пеццоли Анналиса Занни, куратор выставки от Польди-Пеццоли Пьетро Марании, президент Фонда Bracco Диана Бракко. Банк ВТБ представила Наталия Германова.
- Выставка в Милане является одним из событий, символизирующих партнерство двух стран - Италии и России. Мы, как банк, гордимся, что помогаем сохранять мировое культурное наследие, - отмечает Наталия Германова. - В 2019 году ВТБ поддержал открытие экспозиции "Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники" в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
А уже в 2020 году в рамках сотрудничества банка с Пушкинским музеем откроется еще одна масштабная выставка картин, доставленных в Москву из Музея Каподимонте в Неаполе. Благодаря этой экспозиции жители и гости российской столицы смогут увидеть значимые полотна итальянских художников и ближе познакомиться с культурой Италии.
Выставка "Леонардо и "Мадонна Литта" продлится с 7 ноября 2019 года до 10 февраля 2020 года, после чего "Мадонна Литта" вернется в Эрмитаж.
Нужно ли оставаться в XIX веке?
Работы в Херсонесе будут продолжать, несмотря на критику
Текст: Юлия Крымова (Севастополь)
Российская газета - Неделя - Крым № 250(8008)
Новый дизайн дорожек Херсонеса, интерактивные экраны, сцена с концертным оборудованием то и дело вызывают недовольство археологов и музейных специалистов. Новшества пришлись не по душе и многим жителям Севастополя, которые привыкли к городищу в первозданном виде. Глава Патриаршего совета по культуре, митрополит Тихон (Шевкунов) и академик РАН, президент истфака МГУ Сергей Карпов посетили Херсонес, чтобы оценить изменения и ответить на критику.
"Надо сделать поскромнее"
Гости прошлись по деревянным настилам в периболе - пространстве между двумя линиями обороны древнего города. Попасть сюда можно через новую входную группу на месте исторического входа в Херсонес. На бетонном помосте - бронзовый макет города, здесь же - деревянная смотровая площадка. Все это появилось за последние полтора года стараниями благотворительного фонда "Моя история", действующего под эгидой Патриаршего совета по культуре.
|
|
Митрополит обращает внимание на оранжевые стойки с сенсорными экранами. Такие стоят и у бронзового макета, и по всему периболу. Они кажутся чересчур броскими.
- Это просто безвкусно! - говорит он. - Не должно быть так ярко, надо сделать поскромнее, посдержаннее, они не должны выбиваться.
- А вот это хорошо, - указывает гость на дорожки. - Настилы хорошие, для инвалидов.
- Для инвалидов, детей, мамочек с колясками, - вторит директор музея-заповедника Елена Морозова.
Следом попадается крупный агрегат, огороженный металлической решеткой.
- Это надо убрать, - предлагает Карпов.
- Это генератор, он нужен, у нас подсветка памятников, - объясняет Морозова.
- Установка была согласована с министерством культуры РФ, с тремя экспертами, - добавляет директор фонда "Моя история" Иван Есин.
Решают переделать внешнее оформление устройств, чтобы они не бросались в глаза.
- Здесь ничто не должно отвлекать от памятника, - резюмирует митрополит Тихон.
О чем спор?
У входа в музей стоит один из оппонентов с плакатом "Спасите Херсонес". Анатолий Туманов десять лет проработал в Херсонесе, имеет квалификацию реставратора памятников каменного зодчества первой категории.
- Херсонес перепрофилировали: вместо научной деятельности здесь проводят культурно-массовые мероприятия, - говорит Туманов журналистам. - Вопреки законам, уставу музея-заповедника, различным реставрационным и консервационным хартиям, аутентичный вид музея портится современными конструкциями. На его территории проходят шоу, концерты, спектакли, различные представления. Только не то, что должно происходить в музее-заповеднике.
Митрополит Тихон говорит, что с интересом выслушает критику, но противники нововведений пока не прислали свои предложения в музей. Ограничились публикациями в соцсетях и интернет-петицией.
|
|
- Я не могу понять, что может здесь не нравиться, - говорит митрополит. - Я слышал, что они против настилов. Но они были рекомендованы Институтом археологии РАН и Государственным Эрмитажем. Это всемирная практика. Существует антропогенная нагрузка, от которой необходимо защищать памятники. К тому же мы получаем много благодарностей от инвалидов, которые раньше вообще не могли сюда прийти. Тачскрины - тоже повсеместная музейная практика, чтобы посетители могли узнавать подробности о памятниках. Меня не очень устраивает их аляповатая расцветка, но это поправимо.
Историк-медиевист Сергей Карпов оценил качество реставрационных работ, проделанных в Херсонесе в последнее время. В частности, отреставрирована 19-я куртина, несколько десятилетий простоявшая в лесах.
- Все мы вместе заботимся о сохранности и поддержании этого памятника, который имеет всемирное историческое значение, - сказал Карпов. - Надо, чтобы памятник выигрышно и наглядно смотрелся, и чтобы была сохранена вся его подлинность. Мы должны ориентироваться на международные стандарты, которые уже апробированы в Италии, Греции и других странах. Нельзя оставаться на уровне XIX века.
Инициаторы усовершенствований в Херсонесе отметили, что все работы были согласованы с Минкультуры РФ, в ведении которого находится музей-заповедник. Они отвечают мировым тенденциям в развитии археологических музеев.
- Мы изучили международные примеры музеификации: римский Форум, Акрополь, Троя, Микены, - говорит Иван Есин. - Везде видим создание тропиночной сети, информационные стенды, а также проведение концертов и спектаклей в древних амфитеатрах.