Принцип природосообразности

Принцип природосообразности, впервые сформулированный еще во времена Я.А. Коменского, предполагает при обучении и воспитании опираться на единство биологического и социального в ребенке, строить процесс обучения в соответствии с закономерностями его развития. К.Д. Ушинский в своей работе Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии утверждал, что воспитатель должен уметь черпать средства воспитательного влияния в самой природе человека и что средства эти громадны. Любознательность, стремление к познанию — мощные стимулы в развитии человеческой личности. Вряд ли сегодня найдется кто-либо, отрицающий необходимость обучать в соответствии с природой человека. Но на практике мы зачастую сталкиваемся с совершенно иным: обучение под давлением, перегрузка, депривация двигательной активности и др. В такой ситуации можно говорить лишь о декларации, но отнюдь не реализации принципа природосообразности.

Не претендуя на строгость и полноту, отметим, что обучение можно считать природосообразным, если ребенок мотивирован на учебную деятельность (он хочет), эта деятельность ему по силам (он может), процесс деятельности не наносит вреда здоровью ребенка (физическому и психическому).

Решение проблемы мотивации при обучении чтению по методике Н.А.Зайцева происходит естественным образом. У ребенка формируется личный интерес к чтению (письму), т.к. ребенок убеждается в собственной причастности к новому миру букв и слов, миру, в котором отражается вся его жизнь.

Что тебе написать?, — спрашивает взрослый. И появляется Ди – ма — имя ребенка, его ближайшее окружение (имена родителей, друзей), названия любимых игрушек, животных, марки машин и др. Здесь нет места принуждению, появляется внутренняя движущая сила, стремление к познанию.

Уникальность методики Н. Зайцева в том и состоит, что она подходит ребенку, соответствует его уровню развития. Ребенок сам выбирает степень своего участия в деятельности, он свободен, непроизвольный процесс его увлекает. Такое поведение ребенка свидетельствует о том, что предлагаемая деятельность соответствует его сензитивности (чувствительности, предрасположенности); ребенок занят тем, что у него получается, и это доставляет ему удовольствие.

Кто наблюдал над детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом... После веселья дети непременно скучают, за сильным смехом почти всегда следуют слезы, тогда как самостоятельная деятельность оставляет душу в нормальном, здоровом состоянии (К.Д. Ушинский).

Методика Н. Зайцева способствует сохранению как физического так и психического здоровья детей. Первое достигается отсутствием классно-урочной системы при обучении чтению. Нет необходимости сидеть за партой, можно ходить и даже бегать; многие приемы данной методики органично включают в себя двигательную активность. Доброжелательность взрослого, высокий уровень педагогического такта, обеспечение ситуации успеха на занятии делают процесс обучения психологически комфортным для каждого ребенка.

Методика Н.А.Зайцева на практике дает возможность обучать ребенка в соответствии с его природой.

 

 

Методика обучения чтению Зайцева.

Н.А. Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, как обычно считается, а в складе. Уже давно замечено, что младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не слышно отдельных букв, всегда только слоги. Ученые, занимающиеся этой проблемой, открыли, что традиционный, вербально-фонемный, принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные элементы. Ими было установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Таким образом, показано, что традиционный принцип обучения чтению изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она – один из факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию развития ранних психических нарушений.

Как пишет сам Н.А. Зайцев: «Складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе, т.е. свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует». Звучащие кубики Зайцева - это своеобразный музыкальный инструмент, с помощью которого ребенок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество.

Кубики Зайцева – это набор картонных кубиков разного размера и цвета, на грани которых нанесены склады. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Например: М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. Кубики со складами склеивают и наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для «звонких» кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). В результате, кубики бывают:

-Большие железные (Т, З);

- Маленькие железные (М, З);

- Большие деревянные (Т, Г);

-Маленькие железные (М, З);

- Большие золотые (Т);

- Маленькие золотые (М);

- Кубики знаки;

- Ж/Д (с Ъ)

- Двойные большие деревянные.

В набор также входят таблицы со складами, аудиокассета и методические рекомендации.

Таким образом, метод «кубиков Зайцева» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. На обучающих занятиях по методике Зайцева дети поют, прыгают, бегают, хлопают в ладоши и так, между делом, выучиваются читать. У детей не портится осанка, поскольку им не надо подолгу сидеть; не портится зрение, поскольку буквы размещаются на кубиках с ребром 5–6 см, а большие таблицы размещаются на стене на уровне выше глаз ребенка: изучаются таблицы, стоя или в движении, взгляд не фиксируется надолго.

Второй основополагающий принцип методики Н.А. Зайцева при обучении чтению заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить. Весь материал, компактно выраженный, Зайцев помещает в свои таблицы, которые на занятии размещаются на стене. Дети на занятиях видят сразу все склады, и читают слова целиком, а не по частям. В традиционном обучении, ребенку преподносят программу русского языка маленькими частями, и ребенок воспринимает русский язык как нечто необъемное и непосильное для освоения. Методика Зайцева знакомит ребенка сразу со всем аппаратом, который ему понадобится для чтения и письма, на первом же занятии, и ребенок, как ни странно, быстро справляется с объемом, который он видит целиком.

Этапы обучения чтения.

1. Ц: формирование мотивации чтения

С: знакомство с игрой, совместное наполнение кубиков;

ПР: наличие интереса, сформированность мотивации;

2. Ц: научитьт ориентироваться по таблицам чтения и письма;

С: изучение складов;

ПР: знание классификации кубиков, умение показывать и читать склады на кубиках и таблицах;

3. Ц: отработать навык перевода Зв. в Зн.

С: обучение письму предваряющему чтение, работа с кубиками и Т 1 и 2.

ПР: уметь составлять слова и предложения (кубики и таблица);

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: