Права экологических организаций по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Право граждан на создание общественных экологических объединений закреплено в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Путем осуществления этого права граждане могут расширить свои возможности по защите права на благоприятную окружающую среду. Граждане вправе создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» признает некоммерческой организацией организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотво-рительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
|
|
Правовой статус общественных объединений установлен в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»1. Закон устанавливает, что право граждан на объединение включает право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 3)
Также права общественных экологических организаций сформулированы в ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
в законодательстве закреплено право граждан на радиационную безопасность, что самым непосредственным образом связано с обеспечением охраны здоровья населения и окружающей среды. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» определяет радиационную безопасность населения как состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.
Право на информацию о состоянии окружающей среды.
Одним из важнейших видов экологических прав является право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ). Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды производно от конституционного права на получение и распространение информации: «Каждый имеет право свободно искать, получать,передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (ст. 29 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жиз ни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).
|
|
Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды — это один из принципов охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане имеют право обращаться в органы власти, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране. Экологические организации вправе обращаться в органы власти, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан (ст. 12 указанного Закона).
Юридическое понятие «информация» сформулировано в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Закона).
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» не раскрывается содержание понятий «информация о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране» (ст. 11, 12).
В ст. 1 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении определяется как сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения.
В п. 3 ст. 2 Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 25 июня 1998 г.), содержится определение экологической информации.
Право на информацию о состоянии окружающей среды закреп лено в нескольких законодательных актах федерального закона.: ст. 23 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде рации»;ст. 8 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст. 18 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;ст. 23 «О радиационной безопасности населения»).; ст. 13 «Об использовании атомной энергии»; ст. 9 от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ст. 9 «О безопасности гидротехнических сооружений»; ст. 8 «Об информации, информационных техно логиях и о защите информации»; ст. 5 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;ст. 9 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; ст. 5 от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»; ст. 14 «О гидрометеоро логической службе».