Социально-политические идеи мыслителей эпохи Просвещения

Философия Просвещения возникает в 18 в. Родиной Просвещения является Англия, которая раньше других стала на путь капиталистического развития. В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж.Локка, Д.Юма и др. Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф.Вольтером, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро. Характерные особенности философии Просвещения:
критика церкви и религии (антиклерикализм, деизм (Бог лишь творец мира, человека, законов), атеизм);
сенсуализм в теории познания; механицизм и детерминизм в антропологии; политизация антропологии; культ здравого смысла; вера в бесконечный прогресс разума и человечества.
 В философии эпохи Просвещения преобладает социально-политическая и морально-педагогическая проблематика. Это приводит к выходу философии в правовую сферу и переосмыслению социальной проблематики, основными понятиями которой стали естественные права человека, частный интерес, равенство и т.п.
К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.Ф. Вольтерисходит из признания общественной природы человека. Общественное устройство должно обеспечить политическое и юридическое равенство людей. Социальное и имущественное неравенство рассматривается как предпосылка общественного равновесия и нормального развития общества.Ж. Ж. Руссоразделяет договорную теорию государства и, исходя из нее, обосновывает право народа на восстание против деспотичной власти. Основой политической жизни общества он признает суверенность воли народа и отвергает принцип деления власти на законодательную и исполнительную. Руссо высоко оценивает общественный прогресс, но указывает на его противоречивый характер. Разделение труда есть не только одно из условий прогресса, но и причина разрушения естественной целостности человеческой жизни. Источником противоречий в обществе Руссо признает социальное неравенство, обусловленное неравенством имущественным. Выход из противоречий цивилизации он видит в изменении системы воспитания.

Дискуссионные вопросы:






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: