Между кем и кем были греко-персидские войны?

Великий историк ХХ века Василий Васильевич Струве отличался добротой и остроумием. Когда он принимал экзамен у студентов ленинградского университета, его коронный вопрос был таким: "между кем и кем были греко-персидские войны?". Профессор удовлетворялся тем, что студент отвечал "между греками и персами". Однако каждый раз ученый ждал (как правило, тщетно) что ученик сможет более глубоко вникнуть в этот совсем непростой вопрос. Речь шла о соперничестве культур и религий.

Аравийский полуостров издавна был зоной конфликтов между античной и персидской цивилизациями. Греко-персидские войны периодически сдвигали границу сфер влияния либо на запад, либо на восток. В 3-м веке до н. э. через Аравию пронеслось войско отважного эллина Александра Македонского, создав по пути своего следования огромную империи от Средиземноморья до Индии. Созданная впопыхах, империя вскоре распалась. Персия вновь заявила свои права.

Так политический маятник качался на протяжении тысячелетий. При этом властелины могучих империй делили территорию, даже не задумываясь о том, что эти земли имеют более законных хозяев. Но с разрозненными бедуинскими племенами считаться, вроде бы, не было особых оснований.

Наступил 570 год после рождества Христова. К этому времени пассионарный толчок сделал центром Ойкумены и наследником Греко-Римской культуры Византию, которая продолжила европейское стремление на восток. В качестве соратника и ударной силы Византийской империи выступил наместник православной Абиссинии Абраха. С огромным войском, в состав которого входили наводившие ужас боевые слоны (индийские), он двинулся на восток. На их пути встал священный город язычников Мекка. Абиссинское войско, сплошь состоящее из христиан, готовилось к решающему штурму. Вдруг в одну ночь в стане появилась страшная и неведомая болезнь, косившая воинов за считанные часы, разом сделавшая войско небоеспособным. Фактически эта внезапно вспыхнувшая эпидемия остановила движение христианства на восток. Однако, и персидский "царь царей" Хозрой Ануширван не смог воспользоваться неудачей противника. В ту же ночь, когда неведомая болезнь поразила войско христиан, во дворце персидского владыки произошло дурное предзнаменование. Все священные сосуды и реликвии оказались разбитыми и уничтоженными неведомой силой. Неугасимый огонь - символ верховного божества - потух. Царь понял смысл знамения и приостановил поход на запад.

Таким образом, в один день высшие силы остановили нашествие на Аравию, как с востока, так и с запада, дав возможность исконным хозяевам - бедуинам - самим полновластно распоряжаться своей территорией. Тогда еще никто не знал, что в эту же самую ночь в доме одного из жителей Мекки - Абдаллы - родился малыш, которому было суждено объединить аравийские племена в единое государство, способное успешно противостоять западным и восточным империям. Малыша звали Мухаммед.

Историки могут сделать к этой легенде следующие комментарии. Эфиопское войско, действительно, было поражено тяжелой болезнью, неизлечимой средствами тогдашней медицины. Во дворце персидского царя, действительно, произошел случай вандализма, терроризма или полтергейста. Совпали ли эти события во времени - точно неизвестно. Так же неизвестно, совпало ли все это с днем рождения Мухаммеда. Датировка этого события находится в пределах от 20 апреля до 27 августа. Так что мистическое совпадение трех события - лишь легенда. Безусловно другое. Разрозненные, погрязшие в междуусобицах бедуинские племена в то время уже ощущали потребность объединиться перед лицом грозных соседей, способных лишить их земель предков. Приход вождя - объединителя стал насущной необходимостью.

Детство Мухаммеда было тяжелым. Рано потеряв родителей, он воспитывался дядьями и фактически был у них в услужении, работая пастухом и погонщиком верблюдов. Когда он подрос, в его жизнь вошла богатая вдова, его дальняя родственница, Хадиджа. Она обратила внимание на молодого энергичного человека, воспылала к нему смесью сексуальных и материнских чувств и взяла в мужья. Ей было 40 лет, ему - 25. Поняв предназначение молодого мужа, она смело вкладывала значительные средства в его предприятия. Мухаммед стал крупным политиком и блестящим военоначальником. В течение долгих лет он внимательно изучал основы христианства и иудаизма. Регулярно, подобно Моисею и Христу, удалялся в пустыню, где самоуглублялся и осмыслял свою историческую миссию. Собственно идеологической работой он занялся в месяц Рамадан 610 года (некоторые историки относят переломный момент в его биографии к 612 году). Когда он ночевал в пещере, к нему снизошел Бог и повелел написать священную книгу, которая стала бы идеологической основой объединения его народа. После этого Мухаммед, не колеблясь, признал себя посланником Божьим и принял миссию проповедовать арабам истинную веру и обличать заблуждения.

 

Что такое Коран?

 

Коран переводится как "чтение", "книга для чтения" и другой смысловой нагрузки это название не несет. Идеологическая сущность книги определена в первой главе " 1.Слава Богу, Господу миров. 2. Милостивому, милосердному. 3. Держащему в своем распоряжении день суда! 4. Тебе поклоняемся и у тебя просим помощи. 5. Веди нас путем прямым, 6. Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, 7. Не тех, которые под гневом, не тех, которые блуждают ".

Коран создавался по велению Бога (по-арабски - Аллах). Непосредственно во все детали написания Корана Бог не вникал, поручив это архангелу Гавриилу (Джабриилу). Выбор был не очень удачным - редактором Гавриил оказался не из лучших. В книге много неувязок, неточностей, огромное число повторов. Эти недочеты имеют свои историю. Если отодвинуть в сторону легенды и шутки, эту историю можно понять. Мухаммед, как и большинство его современников, был неграмотным и писать книгу не мог. Навряд ли, этим занимался архангел Гавриил, которого, в природе, скорее всего, не существует. Текст записывали ученики и последователи Мухаммеда. В основе почти все глав - речи, прочтенные Пророком перед войсками и на митингах. Отсюда - повторы. Речи произносились перед разными аудиториями. Главы написаны по общей схеме. Сначала ставится проблема - например, необходимость сплотиться перед войной с неверными. Затем следуют цитаты из Ветхого и Нового заветов, ссылки к авторитету библейских пророков. Порядок глав достаточно условен. Основной принцип, по которому они распределялись - по убыванию размера.

Мухаммед действовал так же, как и любой армейский агитатор - перед выступлением подбирал цитаты из классиков. Затем излагал конкретные рекомендации. Например, такие " Берите предосторожности в охранении себя: выступайте в поход или отрядами, или выступайте в полном составе (4,73)". Разумные слова, но на высшую мудрость явно не тянут.

Религии в Коране, вообще говоря, нет. Это - упрощенное изложение христианства. Точно по такому же принципу формировались и другие великие учения. Будда не создал буддизма, а проповедовал индуизм, обогатив его морально-этическими соображениями. Христос проповедовал иудаизм с небольшими изменениями

 

(например, снял пункт об исключительности еврейского народа). В ранг учений проповеди великих Учителей человечества возводили их последователи, обычно много лет после их смерти. При этом, как правило, не все из написанного или сказанного Учителем входило в канон.

Вспоминаю забавный эпизод, произошедший в киргизской глубинке. Я пришел в сельский книжный магазин и спросил Коран. Продавщица-киргизка принесла мне Библию. На мое замечание, что я просил другое, она пожала плечами и ответила "Какая разница. И там и там написано примерно одно и то же". Действительно, с точки зрения, как малограмотной торговки, так и серьезного историка, большой разницы нет.

Среди проповедей Мухаммеда, прочтенных перед последователями, но не вошедшими в канон, есть так называемые "сатанинские суры (стихи)". Это - реальные тексты Мухаммеда, от которых он впоследствии отказался. Идейная суть Корана - учение монотеизма, признающее лишь одного Бога. В одной из проповедей, прочтенных в Мекке возле Каабы - языческого символа, ставшего одной из святынь мусульман - Мухаммед провозгласил, что на небесах помимо единого Бога-Аллаха есть еще 3 божества - Аллат, Узза и Массат. Это - языческие боги женского пола, высокочтимые тогдашними арабскими племенами. Фактически, в этот момент Пророк отказался от монотеизма и проповедовал двоеверие - сочетание двух различных религиозных доктрин. Впоследствии он отрекся от собственных высказываний. Сам он объяснил колебания в вере следующим образом. Текст этого выступления, как и прочих, ему диктовал архангел Гавриил. Однако, в этом конкретном случае Пророк беседовал не с истинным архангелом, а с Сатаной, принявшим его облик. Вскоре примчался истинный архангел и исправил маленькое недоразуменье. В дальнейшем тексты выступлений, коварно навеянных Сатаной, вошли в историю как "Сатанинские суры". В окончательную редакцию Корана они не вошли. На самом деле все обстояло проще. Как и всякий крупный политик, Мухаммед должен был хитрить, идти на компромиссы, вступать во временные тактические союзы. "Сатанинские" выступления позволили ему заключить временный союз с руководителями наиболее могущественных языческих племен Аравии. Впоследствии он сам отказался от этого союза и продолжил линию на борьбу с язычеством во всех его проявлениях. Эти события стали предметом детального анализа известного индийского писателя и историка Салмана Рушди, автора книги "Сатанинские суры (стихи)". За этот анализ, ставящий на документальную основу содержание Корана, Рушди подвергся острой критике и даже угрозам физической расправы со стороны исламских экстремистов. Впрочем, угрозы не были приведены в исполнение.

Любой фундаменталист-начетчик стремится избегать вдумчивого анализа основополагающих документов своей религии. Люди же далекие от религиозных крайностей, великих книг внимательно не читают. Христиане, как правило, не читают, во всяком случае, внимательно не читают, Библию, а кришнаиты - Бхагават-гиту. Продолжая эту мысль, можно заметить, что идейные коммунисты в своем большинстве имели смутное представление о трудах Ленина и истинной сущности этого человека, нацисты третьего Рейха, как правило, не заглядывали в "Майн кампф". Большинство людей, считающих себя исламистами (Ислам значит подчинение, послушание и не более того) сводят премудрость Корана к одной фразе "Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед - пророк его". Этой фразы в Коране нет и вообще она не совсем корректна. Бог и Аллах суть синонимы. Мухаммед, разумеется, является пророком, но его роль в тексте не выпячивается. Сам он называл себя лишь скромным продолжателем дела библейских пророков. (Мухаммед - только посланник (3,138)). Современную же формулу Ислама правильно означить так "Бог существует в единственном числе, а среди его пророков важнейший - Мухаммед". В Коране по этому поводу есть такая формулировка: " Бог свидетельствует, что кроме Его нет другого достопоклоняемого, а так же ангелы и люди знающие, будучи тверды в истине, исповедуют: нет ничего достопоклоняемого, кроме Его, сильного, мудрого"( 3,16). Интересно, что положение о единстве Бога Мухаммед приводит не совсем как абсолютную истину, а как мнение самого Бога и умных людей.

 

Коран и нормы поведения мусульман

Как уже отмечалось, основа Корана - собрание речей, подчас произнесенных по конкретному случаю. Естественно, что наряду с философскими рассуждениями, там полно конкретных рекомендаций и поучений нравственного характера. Большинство из них даны в достаточно разумной форме и с детальными уточнениями. Существует миф, что Коран запрещает употреблять спиртные напитки. На самом деле он скорее пропагандирует вино. Почти в каждой суре написано, что в раю правоверного ожидает неограниченное количество вина. Отсюда - необходимость попробовать, чем же потчуют в раю, и решить, стоит ли туда стремиться. Пророк говорил " От вина есть и польза и вред (2,216). Очень разумная мысль! Имеется такой призыв: " верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны так, что не понимаете того, о чем говорите! (4,46). По-видимому, такие прецеденты были, и Мухаммед принял меры, чтобы подобное безобразие происходило пореже. Сам пророк вина не пил, поскольку страдал эпилепсией. При этом заболевании вино приходится полностью или почти полностью исключить из рациона. Любопытно, что эта болезнь нередко сочетается с повышенным интеллектом и деловыми качествами (Ю.Цезарь, А.Македонский, Ф.Достоевский и др.). Однако, воздерживаясь от спиртного, он не доводил сухой закон для других до абсурда.

Современные мусульмане относятся к спиртному по-разному. Турки переняли от греков любовь к сухому вину (правда, по моим личным наблюдениям турецкие вина намного хуже греческих). Народы Средней Азии пьют слабоалкогольный кумыс, а от русских переняли привычку пьянствовать водку. Арабы спиртного, действительно, почти не употребляют. Зато они ежедневно склоняются в дыму кальяна, заправленного крепчайшим табаком и сдобренного гашишем. Скорее всего эти культурные традиции связаны с национальной физиологией - биологическим неприятием большинством арабов алкоголя. Точно так же большинство русских не могут пить кумыс, без которого некоторые азиатские народы не мыслят существования.

Существует мнение, что Коран запрещает есть свинину. Это не совсем так. Каждое выступление Мухаммеда в той или иной степени отражало текущую ситуацию. Вполне возможно, что из-за зараженного мяса в его армии произошло массовое заболевание трихинеллезом. Санитарная служба в те времена была в младенчестве, и внимательно следить за состоянием мяса не было возможности. Поэтому Пророк запретил есть те продукты, через которые возможно заражение - свинину, кровь, мертвичину. Но запреты существует со многими оговорками. Так, мы читаем: " Бог запретил вам есть мертвичину, кровь, мясо свиньи... Кто нуждой будет доведен до того, тогда как он ни своевольник, ни нечестивец, к тому Бог будет снисходителем, милосерд"( 16,116). Воистину, Коран не догмат, а разумное руководство к действию!

Сура 8 называется "Добыча". В 42-м стихе прописано: " знайте, что из всего, что ни берете в добычу, пятую часть Богу, посланнику и родственникам его, сиротам, бедным, путешественникам". То есть, определен характер налогообложения и благотворительности.

Самое печальное состоит в том, что некоторые негативные явления в современном мире, связанные с терроризмом и непримиримым религиозным экстремизмом, формально могут быть оправданы с позиций Корана. " Из всех людей самые жестокие ненавистники верующих - иудеи и многобожники"(5,85). Это - корни вражды с евреями и язычниками. Но врагами Мухаммед считал не только их. " Сражайтесь на пути Божьем с теми, которые сражаются с вами ( 2,186). " Убивайте их, где ни застигните их ( 2,187). "Вам предписана война, и она вам крайне отвратительна"(2,212). "Верующие! Не избирайте себе друзей из неверных!(4,143)."Воюйте с неверными до тех пор, пока не будет никакого искушения (8,39).

В принципе эту жестокость и экстремизм можно объяснить конкретной ситуацией, в которой Мухаммед произносил речи. Фактически, он воодушевлял войска перед боем. В подобных случаях военноначальники и замполиты о милосердии не говорят. Однако, перейдя из руководства к действию в статус догмата, Коран в известной степени может быть использован для оправдания любых насильственных действий, в том числе и террора по отношению к тем, кто не верит в единого Бога. Вместе с тем священная война для Мухаммеда была религиозно-политической мерой, необходимой лишь в конкретной ситуации, но не извечным принципом. Насилие предполагалось лишь до тех пор, пока на всей земле не утвердится Ислам. В представлении Мухаммеда это отнюдь не специфическая религия, конечно, не связанная с его именем, а поклонение христианскому Богу. Так что Коран может быть идеологической основой войны между мусульманами и иудеями, но никак не между мусульманами и христианами.

 

Деяния Мухаммеда живы

 

К 631 году Мухаммед стал главой - халифом - первого теократического мусульманского государства на территории Аравии. Он оттеснил войска Персии, разгромил воинские подразделения Иудеи и даже замахнулся на войну с Византией (хотя в борьбе с таким колоссом вовремя остановился). Радоваться победам и наслаждаться властью ему особенно не пришлось. Жизнь Пророка оборвалась в расцвете сил.

Как следует оценивать итоги политической деятельности Мухаммеда? Абсолютно положительным человеком он, разумеется, не был. Ему доводилось проливать чужую кровь. Приходилось поступаться принципами, идти на компромиссы с собственной совестью. Естественно, у него было немало врагов. 26 января 625 года Мухаммеда тяжело ранили камнем из пращи, но он выжил.

Евреи, потерпев сокрушительное поражение от войска Мухаммеда в 628 году, решили прибегнуть к национальной разновидности терроризма. Еврейка по имени Зейнаб пришла в лагерь Мухаммеда и заявила, что намерена принять Ислам. Вождь арабов высоко оценил это намерение и благосклонно принял дар - зарезанного барашка. Тот оказался отравленным сильнодействующим ядом. Соратник Мухаммеда, отведавший ядовитого блюда, умер на месте. Пророк с помощью Аллаха уцелел, успев вырваться. Но яд был настолько сильным, что окончательно Мухаммед так и не оправился. В 632 г в возрасте 63 лет он умер от отдаленных последствий действия яда.

Разумеется, Мухаммед не был в обыденном слове добрым и благородным человеком. То же самое можно сказать и в отношении любого серьезного политика. Афоризм Михаила Горбачева "Политика - дело грязное" справедлив для всех времен и народов. Исходя из обыденных ценностей и идеалов, можно сказать, что все политики плохие. Но в разной степени. Критерий, позволяющий отличить политика прогрессивного от реакционного, прост. Политик, объединяющий людей - прогрессивен. Политик-сепаратист, разделяющий людей и дробящий государства - реакционен.

До Мухаммеда бедуинские племена, населяющие Аравийский полуостров и окрестные земли, погрязли в распрях. Мухаммед отменил все внутренние войны, сказав, что все, верующие в Бога-Аллаха - братья. Конфликты могут быть только между правоверными и неверными. Общая идеология, основанная на упрощенном христианстве, позволила кочевникам забыть о кровной мести и иных бессмысленных поводах внутренней резни. Арабские племена осознали себя единой общностью и заявили о рождении нового мощного государства, сопоставимого с Византией и Персией. Арабы стали полновластными хозяевами на территории Аравии и Северной Африки. Именно в 7-м веке в арабском мире начался бурный подъем науки и культуры, вызванный объединением и политикой арабских халифов, направленной на поддержку образованных слоев населения. Несколько раз арабский мир подходил к созданию супердержавы. Первый заход был сделан в 7-м веке. Очередной произойдет в 21-м веке. Экономическим фундаментом нового наступления арабского мира стал факт, не предсказанный ни одном пророком, и обнаруженный во второй половине ХХ века. Большая часть мировых энергоресурсов оказалась сосредоточенной в мусульманском мире.

На свете нет хороших и плохих наций. Безусловно и то, что нации отличаются друг от друга. Современные арабы имеют как положительные, так и отрицательные черты. Им свойственна лень, медлительность, неуменье обращаться со сложной техникой. Неприятная черта - привычка попрошайничать. Нельзя не отметить и того, что это - добрые, приветливые, гостеприимные люди. Арабские террористы - громилы, образ которых любят тиражировать западные СМИ - выродки, имеющие такое же отношение к арабскому народу, как "новые русские" к нормальным русским. Подавляющее большинство современных арабов мало религиозны, и не читали Корана. Идеи исламского фундаментализма им чужды. Однако даже закоренелый атеист живет в культурном пространстве, стержнем которого является национальная религия. Мусульманин ведет себя в повседневной жизни иначе, чем христианин. Феодальные традиции играют в странах Ислама положительное значение. Арабский шейх, пользующийся достижениями современной науки и техники, купающийся в нефтедолларах, знает от отцов и дедов, что в жизни необходимо делиться. Поэтому, и рядовые жители арабских стран живут не плохо и отнюдь не клянут властьимущих. (" Знайте, что из всего, что ни берете в добычу, пятая часть Богу, посланнику и родственникам его, бедным, путешественникам (8,42).).

Еще одна мудрость, усвоенная современной элитой арабских стран, состоит в том, что квалифицированные кадры - локомотив истории. В арабских странах высоко оплачивается деятельность в области науки и образования. Это - важнейшая причина роста могущества государств Ислама. На мировом научном небосклоне все ярче сияет полумесяц мусульманской науки, и в этом - веление времени, предначертанное Аллахом. Хорошо бы современной российской власти поучиться у правителей мусульманских стран!

Все арабы - суть единая нация, поэтому они должны быть вместе. Можно как угодно относиться к политикам вроде покойных М.Каддафи и С.Хусейна. Они совершили немало ошибок и преступлений - как, впрочем, и другие ведущие политики мира. Но в целом их деятельность приходится признать прогрессивной, ибо была направлена она на единство арабских народов. В условиях этого прогрессивного процесса определенные политические силы стремятся дискредитировать Ислам, представить его в негативном свете.

Нет в Коране оправдания террористическим актам, наподобие произошедших в Нью-Йорке в 2001 г. и в Москве в 2002 г.

Несколько лет назад мировая общественность с возмущением наблюдала за хулиганскими выходками исламистов в Нигерии, которые усмотрели нарушения законов своей религии в проведении в Лагосе всемирного конкурса красоты. Нет ни в одной из сур Корана указаний на то, что правоверному не подобает любоваться женской красотой! Да и сам Мухаммед кое-что понимал в этом деле. Сохраняя верность престарелой жене, он содержал целый гарем наложниц, проводя с ними свободное время (если таковое у него было). И никто не усматривал в этом нарушения устоев Ислама!

Подведем итоги. Если читать Коран внимательно (чего большинство мусульман, в том числе фундаменталистов, не делают), в нем можно найти идеологию войны с неверными, к каковым относятся многобожники (язычники), атеисты и иудеи. Ни единого слова, призывающего на борьбу с христианскими народами, в Коране нет!

В наши дни говорить и глубокой религиозности, особенно о религиозном фанатизме, уже не приходится. Религия - стержень мировоззрения и менталитета. На него нанизываются многие стороны культуры, связанные с историей, экологией, генофондом народов. Все это приводит к тому, что поведение христианских и мусульманских народов различается, хотя стержень у них един. Представители христианских народов - русские, европейцы, американцы, и мусульманских - арабы, турки и т.д. - не имеют глубоких поводов для глобального конфликта. Будущее - в единении креста и полумесяца.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: