Ведущий передачи «Особое мнение»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Эколого-биологический Центр» Орджоникидзевского района

Городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА»

Автор:

Директор МБОУДО  ЭБЦ

Кудринская Оксана Михайловна

Год

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка….

Каков ребенок в игре, таким во многом

он будет в работе, когда вырастет,

поэтому воспитание будущего

деятеля происходит прежде всего в игре…»

А.С. Макаренко.

Игра- вечный спутник детства, это ключ в воспитании ребенка. Предлагаемая методика – это ролевая игра для старших школьников. Подростки ещё не совсем взрослые люди, которые, однако, мнят себя таковыми. Им кажется, что любые проблемы они уже научились решать и только взрослые все еще этого не замечают. Поэтому игра в данном случае- это особое педагогическое явление, как форма организации не только деятельности подростка, но и серьезного обучения, обобщения многих полученных знаний, а также- как средство воспитания и коррекции.

Данная игра- школа использования всех способностей и задатков детей, направленная для освоения мира профессий, взрослых отношений за рамками личного, практического опыта ребят. Поскольку она касается взрослого мира, тем интереснее ребята окунаются в предложенную имитационную реальность.

Методика проведения таких игр выросла из проведенного нашим Центром городского эксперимента «Формирование профессиональной направленности школьников в условиях эколого-биологического центра». В разработке данной методики использовался средовой подход, как технология опосредованного управления процессом формирования и развития личности подростка. Использовалось проектирование и продуцирование среды, а также ее возможного воспитательного результата. Такой подход позволяет смоделировать различные игровые ситуации, в которых организуются связи, отношения, общения людей разного положения, возраста, опыта.

Предложенная методика апробировалась на базе детского лагеря «Росинка» (с учетом условий летнего отдыха), а также на базе СОШ № 116.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА.»

ЦЕЛЬ. Сформировать у старших школьников понятие

         об экологических катастрофах и их последствиях.

ЗАДАЧИ.

1. Уточнить информацию об экологической ситуации в РБ

2. Проанализировать в игровой форме причины и последствия экологических катастроф.

3. Повысить деловую и межличностную активность подростков, их уверенность в себе.

4. Добиться актуализации потребностей в саморазвитии.

5. Воспитывать экологическое сознание.

МАТЕРИАЛЫ.

1. Газеты, листовки, альманахи на тему «Экология и мы».

2. Плакаты, призывы.

3. Галстуки значки для партии «зелёных».

4. Видеоролики, слайды.

5. Музыкальные клипы.

6. Таблички с именами и фамилиями и должностями по игре.

7. Бейджики.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.

1. Усилители, микрофоны.

2. Ноутбук.

3. Мультимедийное оборудование.

4. Школьное радио (при наличии).

ПРАВИЛА ИГРЫ.

         В игре выделяются следующие группы:

· Группа экологов;

· Группа экспертов по мониторингу мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций;

· Группа инженеров;

· Группа юристов;

· Группа медиков;

· Группа журналистов;

· Группа администрации (чиновники);

· Интернет-блогеры;

· Группа жителей- граждан Республики.

Если игра проводится в условиях школы, то каждая группа- это класс. Если проведение игры в летнем лагере, то каждая группа- это отряд. Работы хватит всем.

    Подготовительная работа описана в заданиях для каждой группы.

В школе подготовка велась неделю; в лагере- один день. Завершается подготовительный этап непосредственно передачей «Особое мнение». В зале находятся ребята старших классов- с 9 по 11. Зрители также готовят вопросы по теме. На передачу приглашаются:

· Директор группы производственников;

· - Главный инженер производственников;

· -Главный экономист производственников;

· Руководитель водозабора;

· Экологическая инспекция;

· Представитель партии «зеленых».

· -Группа независимых наблюдателей- экспертов (учителя химии, биологии, географии, ОБЖ).

При входе представители СМИ раздают листовки и газеты по теме «Экологическая катастрофа». Зал оформлен стенгазетами по этой же теме.

Начинается мероприятие с показа видеоролика «Экологические катастрофы 20 века»

Ведущий передачи «Особое мнение».

Здравствуйте. Сегодня мы с вами посмотрели ролик о страшной катастрофе 20 века, которая потрясла своими масштабами не только наш город, но и всю страну. Какие выводы были сделаны человечеством, чтобы предотвратить в будущем такие экологические бедствия, и сделаны ли эти выводы? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим еще один ролик. Демонстрация ролика «Сибай- почему здесь текут оранжевые реки?»  

Прежде, чем мы перейдем к обсуждению, мне хотелось бы представить независимых экспертов. Это учителя химии, биологии, географии, ОБЖ (называется Ф.И.О. учителя). А теперь в студию приглашается группа экологов.

Вед. Прошу вас, проанализируйте ситуацию в Сибае. Какие причины повлекли такую страшную катастрофу?

Ребята представляют короткий аналитический проект

Вед. В студию приглашается группа инженеров- производственников

Вед. Прошу Вас, расскажите о предприятии, его истории и о том, как произошла страшная катастрофа.

Рассказ «директора завода».

Вед. Мы знаем, что на сегодняшний день завод закрыт, но так ли это на самом деле? В студию приглашается главный инженер производства (Фамилия, имя и отчество ребенка, играющего роль главного инженера.)

Вед. Пожалуйста, расскажите, как на сегодня функционирует предприятие?

Рассказ «главного инженера».

Вед. И тем не менее, катастрофа произошла в 20 веке, а последствия ее напоминают нам и сегодня о себе. Почему? Мы приглашаем к беседе экологическую инспекцию производства.

Рассказ экологического инспектора о том, какие мероприятия проводятся по предотвращению других экологических бедствий.

Вед. А вот что было сделано или не было сделано, мы попросим рассказать руководителя водозабора (Фамилия, имя, отчество ребенка, играющего роль руководителя водозабора).

Руководитель водозабора рассказывает и показывает результаты химических анализов различных проб воды. Рассказывает о роли водозабора в целом, о технологии очищения воды в 20 в и о теперешних технологиях. Можно использовать видеоклип для наглядности.

Ведущий. Давайте посмотрим, что делается на улицах города. (В зал входят ребята с транспарантами, изображая демонстрацию протеста. С ними фотокорреспондент. Он задает вопросы: против чего демонстрация?. Почему именно демонстрация. Чего требуют демонстранты?)

Ведущий. Один из представителей партии «зеленых» у нас в студии! Прошу Вас, проходите. Скажите, что на сегодня может сделать партия в борьбе против промышленных экологических загрязнений?

Рассказ представителя партии «зеленых».

Партия зеленых. Мне бы хотелось задать вопрос директору завода. Как сегодня у вас работают очистные сооружения. И какова степень вины вашего производства перед городом?

Ответ директора.

Ведущий. У нас вопрос из зала. Пожалуйста, прошу Вас.

Вопрос из зала:

-Мы слышали, что некоторые цеха опасного завода переданы под склады для пищевых продуктов. Так ли это? Прошу прокомментировать это директора завода.

Вопрос из зала.

- Как на сегодня решаются проблемы рабочих завода, если завод не функционирует. Прошу ответить главного экономиста.

Вопрос из зала.

- А каковы медицинские аспекты для здоровья людей сегодняшнего поколения в связи с фенольной трагедией? Прошу ответить экологического инспектора.

Ведущий. Вывод однозначен- мы в ответе за свое будущее! Прошлые катастрофы не проходят бесследно! Наш мир- в наших руках!

ПРИМЕЧАНИЕ. 1.Для остроты полемики, в беседу могут вмешиваться независимые эксперты. Они имеют право задавать вопросы любому представителю любой группы для направления беседы в нужное русло.

2. Последний этап игры нельзя репетировать. Дети должны научиться самостоятельно выходить из щекотливых ситуаций. В этом вся суть игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: