Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Эколого-биологический Центр» Орджоникидзевского района
Городского округа город Уфа Республики Башкортостан
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА»
Автор:
Директор МБОУДО ЭБЦ
Кудринская Оксана Михайловна
Год
ВВЕДЕНИЕ
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка….
Каков ребенок в игре, таким во многом
он будет в работе, когда вырастет,
поэтому воспитание будущего
деятеля происходит прежде всего в игре…»
А.С. Макаренко.
Игра- вечный спутник детства, это ключ в воспитании ребенка. Предлагаемая методика – это ролевая игра для старших школьников. Подростки ещё не совсем взрослые люди, которые, однако, мнят себя таковыми. Им кажется, что любые проблемы они уже научились решать и только взрослые все еще этого не замечают. Поэтому игра в данном случае- это особое педагогическое явление, как форма организации не только деятельности подростка, но и серьезного обучения, обобщения многих полученных знаний, а также- как средство воспитания и коррекции.
Данная игра- школа использования всех способностей и задатков детей, направленная для освоения мира профессий, взрослых отношений за рамками личного, практического опыта ребят. Поскольку она касается взрослого мира, тем интереснее ребята окунаются в предложенную имитационную реальность.
Методика проведения таких игр выросла из проведенного нашим Центром городского эксперимента «Формирование профессиональной направленности школьников в условиях эколого-биологического центра». В разработке данной методики использовался средовой подход, как технология опосредованного управления процессом формирования и развития личности подростка. Использовалось проектирование и продуцирование среды, а также ее возможного воспитательного результата. Такой подход позволяет смоделировать различные игровые ситуации, в которых организуются связи, отношения, общения людей разного положения, возраста, опыта.
Предложенная методика апробировалась на базе детского лагеря «Росинка» (с учетом условий летнего отдыха), а также на базе СОШ № 116.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА.»
ЦЕЛЬ. Сформировать у старших школьников понятие
об экологических катастрофах и их последствиях.
ЗАДАЧИ.
1. Уточнить информацию об экологической ситуации в РБ
2. Проанализировать в игровой форме причины и последствия экологических катастроф.
3. Повысить деловую и межличностную активность подростков, их уверенность в себе.
4. Добиться актуализации потребностей в саморазвитии.
5. Воспитывать экологическое сознание.
МАТЕРИАЛЫ.
1. Газеты, листовки, альманахи на тему «Экология и мы».
2. Плакаты, призывы.
3. Галстуки значки для партии «зелёных».
4. Видеоролики, слайды.
5. Музыкальные клипы.
6. Таблички с именами и фамилиями и должностями по игре.
7. Бейджики.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.
1. Усилители, микрофоны.
2. Ноутбук.
3. Мультимедийное оборудование.
4. Школьное радио (при наличии).
ПРАВИЛА ИГРЫ.
В игре выделяются следующие группы:
· Группа экологов;
· Группа экспертов по мониторингу мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций;
· Группа инженеров;
· Группа юристов;
· Группа медиков;
· Группа журналистов;
· Группа администрации (чиновники);
· Интернет-блогеры;
· Группа жителей- граждан Республики.
Если игра проводится в условиях школы, то каждая группа- это класс. Если проведение игры в летнем лагере, то каждая группа- это отряд. Работы хватит всем.
Подготовительная работа описана в заданиях для каждой группы.
В школе подготовка велась неделю; в лагере- один день. Завершается подготовительный этап непосредственно передачей «Особое мнение». В зале находятся ребята старших классов- с 9 по 11. Зрители также готовят вопросы по теме. На передачу приглашаются:
· Директор группы производственников;
· - Главный инженер производственников;
· -Главный экономист производственников;
· Руководитель водозабора;
· Экологическая инспекция;
· Представитель партии «зеленых».
· -Группа независимых наблюдателей- экспертов (учителя химии, биологии, географии, ОБЖ).
При входе представители СМИ раздают листовки и газеты по теме «Экологическая катастрофа». Зал оформлен стенгазетами по этой же теме.
Начинается мероприятие с показа видеоролика «Экологические катастрофы 20 века»
Ведущий передачи «Особое мнение».
Здравствуйте. Сегодня мы с вами посмотрели ролик о страшной катастрофе 20 века, которая потрясла своими масштабами не только наш город, но и всю страну. Какие выводы были сделаны человечеством, чтобы предотвратить в будущем такие экологические бедствия, и сделаны ли эти выводы? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим еще один ролик. Демонстрация ролика «Сибай- почему здесь текут оранжевые реки?»
Прежде, чем мы перейдем к обсуждению, мне хотелось бы представить независимых экспертов. Это учителя химии, биологии, географии, ОБЖ (называется Ф.И.О. учителя). А теперь в студию приглашается группа экологов.
Вед. Прошу вас, проанализируйте ситуацию в Сибае. Какие причины повлекли такую страшную катастрофу?
Ребята представляют короткий аналитический проект
Вед. В студию приглашается группа инженеров- производственников
Вед. Прошу Вас, расскажите о предприятии, его истории и о том, как произошла страшная катастрофа.
Рассказ «директора завода».
Вед. Мы знаем, что на сегодняшний день завод закрыт, но так ли это на самом деле? В студию приглашается главный инженер производства (Фамилия, имя и отчество ребенка, играющего роль главного инженера.)
Вед. Пожалуйста, расскажите, как на сегодня функционирует предприятие?
Рассказ «главного инженера».
Вед. И тем не менее, катастрофа произошла в 20 веке, а последствия ее напоминают нам и сегодня о себе. Почему? Мы приглашаем к беседе экологическую инспекцию производства.
Рассказ экологического инспектора о том, какие мероприятия проводятся по предотвращению других экологических бедствий.
Вед. А вот что было сделано или не было сделано, мы попросим рассказать руководителя водозабора (Фамилия, имя, отчество ребенка, играющего роль руководителя водозабора).
Руководитель водозабора рассказывает и показывает результаты химических анализов различных проб воды. Рассказывает о роли водозабора в целом, о технологии очищения воды в 20 в и о теперешних технологиях. Можно использовать видеоклип для наглядности.
Ведущий. Давайте посмотрим, что делается на улицах города. (В зал входят ребята с транспарантами, изображая демонстрацию протеста. С ними фотокорреспондент. Он задает вопросы: против чего демонстрация?. Почему именно демонстрация. Чего требуют демонстранты?)
Ведущий. Один из представителей партии «зеленых» у нас в студии! Прошу Вас, проходите. Скажите, что на сегодня может сделать партия в борьбе против промышленных экологических загрязнений?
Рассказ представителя партии «зеленых».
Партия зеленых. Мне бы хотелось задать вопрос директору завода. Как сегодня у вас работают очистные сооружения. И какова степень вины вашего производства перед городом?
Ответ директора.
Ведущий. У нас вопрос из зала. Пожалуйста, прошу Вас.
Вопрос из зала:
-Мы слышали, что некоторые цеха опасного завода переданы под склады для пищевых продуктов. Так ли это? Прошу прокомментировать это директора завода.
Вопрос из зала.
- Как на сегодня решаются проблемы рабочих завода, если завод не функционирует. Прошу ответить главного экономиста.
Вопрос из зала.
- А каковы медицинские аспекты для здоровья людей сегодняшнего поколения в связи с фенольной трагедией? Прошу ответить экологического инспектора.
Ведущий. Вывод однозначен- мы в ответе за свое будущее! Прошлые катастрофы не проходят бесследно! Наш мир- в наших руках!
ПРИМЕЧАНИЕ. 1.Для остроты полемики, в беседу могут вмешиваться независимые эксперты. Они имеют право задавать вопросы любому представителю любой группы для направления беседы в нужное русло.
2. Последний этап игры нельзя репетировать. Дети должны научиться самостоятельно выходить из щекотливых ситуаций. В этом вся суть игры.