Буддийский университет

После окончания одного из факультетов лама может продолжить обучение по тибетской медицине и астрологии.

Преподавателями университета работают бурятские ламы, а также ламы, приглашенные из Индии. Университет имеет несколько филиалов в районах Бурятии, где ведется подготовка будущих студентов университета.

Выпускники университета проходят духовную практику практически во всех дацанах Бурятии, Тывы, Калмыкии, а так же Санкт-Петербурга. Также наши выпускники работают в буддийских Дхарма центрах России. Работают преподавателями буддийской философии и тибетского языка в различных ВУЗах.

В  университете обучается более 200 хувараков-студентов из этнической Бурятии, Читинской, Иркутской областей, Тывы, Калмыкии, Алтая, Монголии, Украины, Белоруссии, Северной Осетии и т.д. Студенты участвуют во всех значимых молебнах, проводимых в Иволгинском дацане, получая, тем самым, необходимую практику ведения молебна.

Очень активно университет сотрудничает с другими буддийскими институтами: Гоман дацан (Индия), также сотрудничает с Буддийским университетом «Гандан Тэкчинлин», расположенном в Улан-Баторе (Монголия), с Буддийской Академией, расположенной в Агинском дацане (Читинская область), и с восточным факультетом Бурятского Государственного Университета. Проводятся различные встречи, семинары, конференции на различные темы.

При университете есть лицей, на базе которого, студенты, поступившие сюда после 9-го класса, имеют возможность получить среднее образование. Срок обучения на базе 11 класса составляет 5 лет, а на базе 9 класса – 7 лет. По окончании университета "Даши Чойнхорлин" студент (хуварак) получает диплом о высшем образовании и звание «Лама-богослов». Также, по окончании обучения лама получает возможность углубления своих знаний по философии и получить степень кандидата буддийской философии (Гэбшэ) и доктора буддийской философии (Габжа).

Желающие стать буддийскими священнослужителями, прежде чем попасть на учебу в университет, проходят собеседование, сдают тестирование и пишут изложение.

После зачисления хуварак дает обет послушника. В основном обеты относятся к укрощению ума, тела и речи. Нельзя курить, употреблять спиртные напитки и наркотики. Полные же монашеские обеты принимают по собственному желанию.

Оранжерея священного дерева Бодхи

В Иволгинском дацане завершается реставрация оранжереи для священного фикуса, считающегося ровесником Будды. Это вечно зеленое дерево, более известное как дерево бодхи, привез в Бурятию в 60-е годы XIX Пандидо Хамбо лама Жамбал Доржо Гомбоев. Его поместили в специально построенную для этого оранжерею, где оно круглый год находится под особым наблюдением. В оранжерее поддерживаются климатические условия, близкие к тем, в которых бодхи растет на родине.

Согласно легенде, жена короля Ашоки приказала уничтожить бодхи, потому что ей надоело смотреть, как ее муж, верный последователь учения Будды, ежедневно ходит к дереву молиться. Когда Ашока узнал о случившемся, приказал огородить бодхи заборчиком и поливать коровьим молоком Через некоторое время от корней старого дерева выросло новое. Именно это бодхи и считается с тех пор единственным в мире деревом со знаменитой родословной, - рассказывает Алла Намсараева.

Ламы говорят, что в зависимости от того, как выглядит и чувствует себя дерево, можно судить о состоянии общества в целом. В недавней истории был такой период, когда религиозный фикус сбросил с себя много листьев, оставшиеся пожелтели, а ветки стали сохнуть. Теперь, как отмечают в Иволгинском дацане, дерево зеленое и достаточно пышное.

Ступ-субурганов

На территории иволгинского дацана расположены 5 ступ – субурганов, каждая из которых имеет свое архетипическое решение.

Первая ступа посвящена основоположнику Петербургского дацана А. Доржиеву,

Две ступы – деяниям Будды Шакьямуни,

Четвёртая ступа различным аспектам Будды.

Пятая ступа посвящена ламам, служившим в дацане.

Вольеры с косулями

Существует предание, что после того, как Будда Шакьямуни достиг просветления, первыми услышать его проповедь подошли две лани,- рассказывает Дагба-лама, ширетуй дацана.- Эти кроткие прекрасные существа, первые ученики Будды из животного мира, стали символом умения слушать и потому их изображения украшают наши храмы. Старые ламы говорят, что, когда хамбо-лама Итигэлов приезжал в дацаны, из окрестных лесов сбегались олени. Как видите, между нами существует глубокая кармическая связь.

Присматривает за косулями Амгалан-лама, настоятель недавно построенного и очень красивого Манин-дугана, храма Арьябалы- Бодхисаттвы милосердия и сострадания. Он расположен напротив вольера. Вольер довольно просторный, в нем есть где разгуляться животным. Зовут их Дашинима и Бальжинима, они едят сено и комбикорм, лижут соль и, судя по их виду, очень довольны своим пребыванием в дацане. Единственное, что заботит, говорит Амгалан-лама, у самцов нет подруг. Ламы надеются, что найти их помогут прихожане. Теперь, совершая традиционный обход почитания монастыря- гороо, миряне смогут угостить оленей их любимым лакомством- хлебцами. Это не только подарит радость детям и взрослым, но и станет реальным проявлением сострадания к живым существам и помощи им.

Таинственный феномен

Нетленном теле Хамбо-ламы Итигэлова

Лама Итигэлов умер на 75-м году жизни. Однако, по мнению верующих, он не умер, а находится в состоянии нирваны. Этим и объясняется его нетленное тело.

Феномен «нетленных мощей» известен с древних времен. На Руси принято почитать останки почивших праведников. Обычно их наделяют сверхъестественными способностями и приписывают им чудеса исцеления. Для буддистов восточной Сибири местом паломничества является Иволгинский дацан, где находится нетленный лама Бурятии. XII Пандито Хамбо лама Итигэлов, по мнению верующих, пребывает в состоянии нирваны и передает послания буддистским монахам.

Первый раз навестить свое тело подвижник завещал через 30 лет. В 1955 году был поднят саркофаг бурятского ламы. Это было преждевременно, раньше положенного срока на 2 года. Район захоронения постиг сильнейший шторм, поэтому втайне от государственной власти группа буддистских монахов под руководством XVII Пандито Хамбо ламы Лубсан-Нимы Дармаева подняла короб.

На теле подвижника не обнаружилось следов разложения, и отсутствовал специфический трупный запах. Монах сидел в позе лотоса, той самой, в которой его опустили в короб. Члены по-прежнему были гибкими и мягкими.

 

После смены одежды и проведения необходимых религиозных обрядов тело поместили в бумхан (ящик).

В 1973 году под руководством XIX буддистского лидера Бурятии Жамбал Доржо Гомбоева был совершен повторный осмотр тела. Оно сохранилось в неизменном состоянии.

В 2002 году в присутствии буддистских монахов, представителей других религиозных конфессий и светских лиц было совершено очередное вскрытие бумхана. После совершения необходимых ритуалов тело Итигэлова перевезли в Иволгинский дацан.

Изучив образцы тканей нетленного тела, ученые не смогли дать точного определения состоянию человека, которому они принадлежат. Его определили, как неизвестное науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: