Методические рекомендации педагогу по проведению урока изобразительного искусства в рамках требований ФГОС

На уроках изобразительного искусства рекомендовано использовать различные интерактивные методы для формирования УУД учащихся – это метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, коллективно-творческую деятельность, информационно-компьютерные технологии.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую. В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде. Примеры проектов: "Образ моря в искусстве", "История одного предмета: печь, сундук, кукла, утюг и др.".

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения (примеры проектов: "Нужно ли современному человеку искусство?", "Образ героев - защитников в искусстве").

Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.

В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Коллективно-творческая деятельность (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий. Можно предложить ученикам парные задания (например, "Праздник цветения сакуры", "Олимпийские игры Древней Греции" и др.), где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя. Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты-опросники по различным темам.

 

 

Рекомендуемая структура учебного занятия:

 1. Организационный этап урока.

Он включает в себя следующее: установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале, настрой на учебную работу. Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя и учащихся. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке. Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Введение в тему урока.

Актуализация, мотивация, проблематизация, включение учащихся в учебную деятельность. Повторение изученного материала.

3. Сообщение нового материала.

Прояснение и осознание учащимися смысла изучаемых понятий. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

 4. Самостоятельная работа учащихся.

Первичное закрепление знаний и отработка навыков. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

 5. Подведение итогов работы и завершение урока.  

Обратная связь и рефлексия. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.  

Для мотивации учащихся рекомендуется:

· Проводить выставки работ учащихся. Периодическая организация выставок дает учащимся возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением.

· Знакомство с различными техниками рисования: монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.

· Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: