Состязательный стиль и доминирующий тип личности

    В процессе состязательного стиля семейного воспита­ния родители с  раннего возраста ищут в действиях ребенка необыч­ное, выдающееся или отличительное от других детей. Ро­дители всячески поощряют любую активную деятель­ность ребенка.

Родители в своем ребенке постоянно видят суперлич­ность. Их мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе, чтобы не оказаться последним на иерархических ступенях социу­ма. Поэтому всегда следят за внешним видом ребенка, обучают хорошим манерам и этикету, требуют их демон­страции в обществе. Родители безумно любят своего ре­бенка, защищают его (прав он или неправ) от нападок посторонних. С ребенком общаются на равных, как со взрослым человеком, ц соответствующим образом предъ­являют к нему и требования.

    Родители предъявляют за­вышенные требования к окружающим их ребенка людям:

при малейших жалобах на их ребенка сразу же ищут недо­статки в том, кто осудил ребенка. Родители не терпят обидчиков их ребенка, вступают с ними в конфликт и всегда требуют моральной или материальной компенса­ции.

    Родители внимательно следят за интеллектуальным развитием своих детей и поисковую деятельность ребен­ка поощряют похвалой. Ребенку много читают, расска­зывают, показывают и требуют от него пересказа, осо­бенно среди друзей и знакомых. Дети с раннего возраста приучаются к демонстрации своих интеллектуальных возможностей и к поиску момента их проявления. Одна­ко родители не приучают своих детей к глубоким раз­мышлениям над сутью явлений, восприятию их не толь­ко сознанием, но и душой.

В результате вышеотмеченного стиля семейного воспи­тания формируется доминирующий социально-психологиче­ский тип личности, который культивирует в свою очередь следующие отношения:

К людям

Во взаимоотношениях с окружающими доминирую­щий социально-педагогический тип ведет себя по-разно­му. Со старшими, даже в дошкольном возрасте, общается на равных, держится уверенно и спокойно. Сверстников же стремится унизить, наделяя их обидными кличками, не считаясь с их интересами, либо даже притесняя их. Со взрослыми осторожен в словах и в действиях, однако может быстро сорваться, так как очень вспыльчив.

    2.К деятельности

    С самого раннего детства занимаются самыми разно­образными видами деятельности, особенно надолго оста­навливаются на тех, которые у них получаются и за кото­рые хвалят. Высокая ак­тивность этих детей позволяет им рано достигать значи­тельных успехов, особенно в условиях конкуренции. Же­лание быть первым, лучшим, подчас толкает их на без­нравственные поступки по отношению к соперникам,но они считают, что в борьбе все средства хороши, если при­носят успех.

    3. К своим возможностям

    Постоянное завышение своих возможностей, хвастов­ство достигнутыми успехами, пренебрежительное отно­шение к неудачникам приводят к тому, что дети домини­рующего социально-педагогического типа очень часто попадают в конфликтные ситуации как со взрослыми, так и со сверстниками замеченными, а главное, отмеченными другими.

4.К коллективу

В любом коллективе, детском или взрослом, люди этого типа стремятся быть его лидерами, в особенности официальными. Коллектив для этого типа людей не толь­ко место, где он может выделиться, но и орудие, с помо­щью которого, он может «подняться на Олимп», на новую ступеньку в социуме.

    5. К себе

    Эгоцентризм у этого типа личности достигает своего апогея. Они не терпят возражений и готовы «раздавить» любого, кто пытается им противостоять. В спорах всегда ссылаются на авторитеты, а если это не помогает, готовы прибегнуть к силе. Как дети, так и взрослые этого типа требуют уважительного отношения к себе, хотя к другим, считают, можно относиться как угодно, смотря по обсто­ятельствам, то есть, можно и нагрубить, и оскорбить. И, напротив, если кто-то пытается поступить точно так же по отношению к ним или их деятельности, то он полу­чит отпор, скандал, конфликт и даже может нажить себе врага в их лице на многие годы. Но своих обидчиков не прощают и готовы им мстить до конца жизни.

    6.К критике

    Отрицательное отношение к критике этих детей и взрослых приводит к множеству конфликтов как в быто­вых условиях, так и в школе или на производстве. Не тер­пят критических замечаний в свой адрес, считают себя непогрешимыми.

К волевым проявлениям

Это очень волевой тип личности, постоянно стремится подчинить не только собственную волю для достижения поставленных ими це­лей, но и сломить волю всех тех, кто оказывает им сопро­тивление в намеченных планах.

    Таким образом, у учащихся «доминирующего» социа­льно-психологического типа данное характерологическое свойство ярко проявляется в таких качествах, как само­уверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличе­ние своих возможностей, безразличие к интересам кол­лектива, а главное — сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении деятельной ак­тивности.

Среди личностных качеств у учащихся с доминирую­щим характерологическим свойством выделяется качест­во доминирования, что, по-видимому, может объяснить столь сложное нравственное поведение этих учащихся. Все возникающие конфликтные ситуации связаны с окружающими, которые пытаются противодействовать их стремлениям подавить, подчинить. Отсюда ясно их стремление к лидерству, первенству, желание властвовать над другими и в случае неудачи — рост психологического напряжения, возникновение депрессивных состояний или патологического поведения, грубости, проявлений агрессивности, высокомерия, конфликтности и других качеств, составляющих доминирующий социально-педа­гогический тип личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: