Типы родительской любви по А. С.Спиваковской

РОДИТЕЛИ И РОДИТЕЛЬСТВО

лекция №1

 

Выполнила:

студентка Виктория Ивановна Мордвинцева

751 группа,5 курс ОЗО ФД и СПП

Научный руководитель:

Сидловская Ольга Павловна

старший преподаватель,

 заведующая кафедрой ФиПЗР

 

 

 

Петрозаводск 2009

Дата проведения: октябрь 2009 года

Вид занятия: лекция

Тема лекции:  Родители и родительство

Тематические цели лекции:

- образовательные:

1. Познакомить студентов с типами родительской любви по А.С. Спиваковской;

2. Дать представление о факторах, влияющих на формирование родительства с разным количеством детей;

3. Познакомить с факторами, определяющими родительство: в детных, однодетных, двухдетных семьях.

- развивающие:

1. Развивать познавательную активность путём поддержания интереса и внимания студентов;

2.   Активизация знаний студентов в процессе изложения материала.

- воспитательные:

1. Воспитывать у студентов культуру поведения на занятии;

2. Воспитывать умение взаимодействовать с педагогом;

3. Воспитывать самостоятельность в мышлении.

Целевая установка для студентов: материал данной лекции необходим для успешной сдачи экзамена по предмету – Психология семьи.  

Оборудование: литература

Межпредметные связи: психология, социальная педагогика, дошкольная педагогика и психология.

Внутрипредметные связи: данная тема перекликается с темами: «Семья и ребёнок», «Родительство как социокультурный феномен».   

 

 

План лекционного занятия:

1. Типы родительской любви по А. С. Спиваковской

2. Факторы, влияющие на формирование родительства с разным количеством детей

2.1. Общие факторы для детных семей

2.2. Факторы, определяющие родительство в однодетных семьях

2.3. Факторы, определяющие родительство в двухдетных семьях

Заключение

Список литературы

Введение

    Родители являются первой социальной средой развития ребёнка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите.

    Потребность человека в родительской любви – одна из наиболее сильных и длительных. В ней нуждается ребёнок любого возраста, она обеспечивает ему чувство безопасности, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребёнку как потенциальному родителю. А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечёт за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты. Особая потребность в том, чтобы о ней заботились, делает человека зависимым, вызывает у него стремление к контакту, близости. Такие люди личностно незрелы. Их отношения с другими обусловлены отсутствием внутренних ресурсов.

    Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребёнку, стремится быть для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость и внутреннюю силу. Лишённый потребности в получении и в реализации родительской любви человек страдает сам, а вместе с ним и окружающие. Именно по этой причине поведение родителей должно быть направлено на создание у ребёнка уверенности в том, что его любят.

    Родительскую любовь можно представить как творчество, она индивидуальна. Никто не сможет предвидеть, какова будет любовь конкретного родителя, насколько она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет нормы-идеала любящих родителей. Они могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребёнку, наказывать его, а не только заботиться о нём, удовлетворять все его потребности. 

    А.С. Спиваковская определяет эту любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержки телесного и душевного здоровья.    

         Приведённый теоретический анализ позволяет определить: родительская любовь – это явление сущность которого формируется в процессе индивидуального развития родителя, ожидания и воспитания ребёнка, как явление, основанное на человеческой потребности в любви и привязанности. Считается, что родительская любовь представляет собой процесс «персонализации» (А.В. Петровский) личности ребёнка в личности родителя, опосредующий детско-родительские отношения и производящий изменения как в личности родителя, так и в личности ребёнка.  

Типы родительской любви по А. С.Спиваковской

    В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель-ребёнок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, её актуального состояния и направлений будущего развития.

    Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребёнка пристально изучается, начиная с 20-х г.г. 20 века. Родительская любовь имеет врождённые биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

    А.С. Спиваковская выделяет три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребёнку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви. [Силяева, 88]     

    Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно тёплое, эмоциональное отношение к ребёнку, принимающее его личность, поведение, а также активное внимание к интересам ребёнка, уважение его прав и признание своих обязанностей, оказание помощи при разумной требовательности. Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

    Отстранённая любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребёнком).  Для родителя характерна высокая оценка ребёнка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребёнком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребёнком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

     Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Родителю свойственно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребёнка. В результате он приходит к идее об исключительности своего ребёнка:«Мой ребёнок не такой, как все он не так хорош». Родитель предоставляет ребёнку особые привилегии, излишне его опекает, тратит массу времени усилий на предохранение от вредных влияний. Родитель внимателен к ребёнку, его интересы сосредоточены на нём, но он не доверяет ребёнку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ребёнок недостаточно умён и физически развит, но всё равно это мой ребёнок и я его люблю».

    Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребёнка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Неблагополучие ребёнка негласно признаётся его правом. Родитель не вмешивается в дела ребёнка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно ориентируется в душевном мире ребёнка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и физически развит».  

    Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для такого родителя свойственны попытки уменьшить общение с ребёнком. Он старается не замечать его присутствия, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребёнок нуждается в поддержке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребёнок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

    Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Здесь характерно игнорирование своего положительного, что есть в ребёнке, его достижений. Родитель переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребёнком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одёргиванием, требовательностью. Такой родитель постоянно обращается к различным специалистам с просьбой «исправить» его ребёнка. Формула воспитания:«Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребёнок так неразвит, неумён, упрям, труслив, неприятен другим людям».

    Преследование (антипатия, неуважение, близость). Характерно присутствие твёрдой убеждённости родителя в том, что его ребёнок – законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих проявлениях ребёнка родитель постоянно видит его «злую волю», пытается строгостью и жёстким контролем переломить ребёнка, выступает инициатором привлечения к его воспитанию общественности, нередко склонен к вынесению излишне строгих мер воздействия. Формула воспитания: «Мой ребёнок негодяй, и я докажу это!»

    Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). Характерно отстранение от проблем ребёнка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признаёт силу, ценность некоторых личностных качеств ребёнка. При обострении отношений такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить его школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребёнка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

    В процессе развития ребёнка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение к нему родителя, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: