Н.А. Рубец
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(для обучающихся всех профессий)
2019
Печатается по решению Методического совета ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»
Протокол № 5 от 13 марта 2018 года
Автор-составитель: Рубец Наталья Александровна, преподаватель истории и обществознания ОГАПОУ СПО «Белгородский политехнический колледж»
Рецензент:
Шамрай Л.Э., заместитель директора по УМР ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»
Данный сборник практических работ по обществознанию составлен в соответствии с рабочей программой и представляет собой руководство по выполнению практических работ по дисциплине.
Основное назначение сборника – помочь обучающимся в выполнении практических работ и способствовать в овладении знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине «Обществознание».
Каждая практическая работа имеет теоретическую часть, с необходимыми для выполнения работы аналитическими текстами, системой вопросов и заданий к ним. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.
|
|
Предназначен для обучающихся и преподавателей.
Пояснительная записка
Целью практических работ является овладение знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине «Обществознание».
В результате выполнения практических работ формируются:
• умения поиска оптимальных вариантов ответов, решений;
• навыки учебного исследования;
• самостоятельность, ответственность;
• творчество, инициативность, уверенность;
•навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.
Практические работы содержат открытые вопросы, структурно-логические сетки, ситуации и таблицы. Для выполнения практических работ обучающиеся должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с заданиями. На основании изученной информации обучающийся должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и выбрать информационные источники.
Практические занятия чередуются с теоретическими в процессе изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Работы выполняются по предложенным заданиям в рабочих тетрадях в рамках учебного времени. В соответствии с задачами формирования необходимых компетенций, выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
|
|
Выполнение практических работ учитывается при выставлении оценок по текущей и промежуточной аттестации обучающихся. Перед выполнением практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
Обучающиеся в ходе выполнения работы должны строго следовать инструкции к ней.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
II КУРС
Название практического занятия | Кол-во часов |
Практическая работа №1 «Виды деятельности» | 1 |
Практическая работа №2 «Мировоззрение, типы мировоззрения» | 1 |
Практическая работа №3«Духовная культура личности и общества. Многообразие культур» | 2 |
Практическая работа №4 «Система образования в Российской Федерации» | 2 |
Практическая работа №5 «Религия как феномен культуры. Мировые религии» | 2 |
Практическая работа №6 «Основные институты общества, их функции» | 1 |
Практическая работа № 7 «Цивилизация и формация» | 1 |
Практическая работа №8 «Типы экономических систем» | 1 |
Практическая работа № 9 «Факторы спроса и предложения» | 2 |
Практическая работа № 10 «Функции государства в экономике» | 1 |
Практическая работа № 11 «Причины безработицы и трудоустройство» | 1 |
Практическая работа № 12 «Особенности современной экономики России» | 1 |
ИТОГО | 16 |
Практическая работа № 1
Тема: «Виды деятельности»
Цель работы: с помощью текста учебника выяснить многообразие конкретных видов деятельности людей, охарактеризовать виды деятельности и занести знания в таблицу
Оборудование:
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §1.3 с.24-34
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните таблицу «Виды деятельности» (2 б.)
Вид деятельности | Характеристика деятельности |
4. Ответьте на вопросы:
1) Охарактеризуйте понятия: профессия, специальность, квалификация. (1 б.)
2) Что такое профессиональное самоопределение? (1 б.)
3) В чём состоят различия труда и игры? (1 б.)
Практическая работа № 2
Тема: «Мировоззрение, типы мировоззрения»
Цель работы: выяснить, что такое мировоззрение, каковы его типы и их характеристика.
Оборудование:
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы к тексту.
Мировоззрение.
В процессе познания немалую роль играет мировоззрение.
Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить — все это определяется мировоззрением.
Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.
Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфические проблемы, особые способы их решения, определенную систему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоззрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня знаний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Следовательно, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим целостность общества. Посредством мировоззрения общественное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.
|
|
В науке существует множество подходов к проблеме классификации мировоззрения. Выделяют пять типов мировоззрения:
· обыденное;
· мифологическое;
· религиозное;
· философское;
· научное.
Но независимо от типа мировоззрение решает три основных вопроса:
1) отношение человека к миру в целом;
2) место и назначение человека в окружающем мире;
3) познание и преобразование мира.
Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной практической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в образовательном учреждении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение складывается стихийно, основываясь на непосредственном жизненном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее, обыденное мировоззрение широко распространено в настоящее время.
Мифологическое мировоззрение существовало у многих народов на заре развития человечества. Миф — это сказание, которое символически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных верований. Первобытные люди, не имея возможности объяснить многие явления природы, изображали мир населенным фантастическими существами, способными творить чудеса. Миф выступает наиболее ранней формой духовной культуры человечества, объединяющей в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Мифологическое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяснения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, добрых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.
|
|
Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержатся в обычаях и традициях язычников и священных книгах мировых религий: Библии в христианстве, Коране в исламе и т.д. В религиозных постулатах уже содержатся взгляды на мир, его происхождение, предназначение человека; определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связывается спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от Бога, впадает в ересь и осуждается Церковью. Тем не менее, слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас их игнорирование.
В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрение дает объяснение действительности с позиции разума. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вытеснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Появление философского мировоззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяснить ее и вместе с тем создать представление о целостном и едином в своей основе мире. Кроме познания мира философское мировоззрение включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни.
Современное научное мировоззрение— это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Преимущества научного мировоззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-технического прогресса подтверждают многие выводы, сделанные учеными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее, проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечеловеческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же научное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных людей в развивающемся обществе по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.
Независимо от типа мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и незначительно.
Вопросы к тексту:
1) Дайте определение термину «мировоззрение». (1 б.)
2) Какие факторы влияют на формирование мировоззрения? (1 б.)
3) Какие существуют типы мировоззрения? Дайте им характеристику. (2 б.)
4) Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе? К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды? (1 б.)
Практическая работа №3
Тема: «Духовная культура личности и общества. Многообразие культур»
Цель работы: Выяснить какие типы культуры выделяют культурологи, в чём состоят их особенности.
Оборудование:
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом.
2. Проанализируйте текст
3. Ответьте на вопросы к тексту.
Культура
Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже - все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир.
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Выделяют два основных вида культуры — материальную и духовную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми.
Основными элементами культуры служат язык, ценности, нормы. Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества. Ценности — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии.
Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функций культуры. Во - первых — это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.
Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции. Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества. В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям.
Культура общества в целом — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры. Различают народную, элитарную и массовую формы культуры.
Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу
особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором (от англ. folklore — народная мудрость). Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.
Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное).
Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов.
Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, радио, телевидение, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.
Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлечений». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга.
Особой разновидностью субкультуры представляет контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, хотя специфично и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др.
Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамична, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.
Вопросы к тексту:
1. Дайте определение термину «культура». (1 б.)
2. Охарактеризуйте основные элементы культуры. (1 б.)
3. Какие функции выполняет культура? (1 б.)
4. Заполните сравнительную таблицу: «Многообразие культур» (2 б.)
Тип культуры | Характеристика культуры |