Тема: «Духовная культура личности и общества. Многообразие культур»

Н.А. Рубец

 

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

(для обучающихся всех профессий)

 

 

2019

Печатается по решению Методического совета ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»

Протокол № 5    от 13 марта 2018 года

 

Автор-составитель: Рубец Наталья Александровна, преподаватель истории и обществознания ОГАПОУ СПО «Белгородский политехнический колледж»

 

Рецензент:

Шамрай Л.Э., заместитель директора по УМР ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»

 

           

 

Данный сборник практических работ по обществознанию составлен в соответствии с рабочей программой и представляет собой руководство по выполнению практических работ по дисциплине.

       Основное назначение сборника – помочь обучающимся в выполнении практических работ и способствовать в овладении знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине «Обществознание».

Каждая практическая работа имеет теоретическую часть, с необходимыми для выполнения работы аналитическими текстами, системой вопросов и заданий к ним. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.

       Предназначен для обучающихся и преподавателей.

 


Пояснительная записка

 

Целью практических работ является овладение знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине «Обществознание».

В результате выполнения практических работ формируются:

• умения поиска оптимальных вариантов ответов, решений;

• навыки учебного исследования;

• самостоятельность, ответственность;

• творчество, инициативность, уверенность;

•навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.

Практические работы содержат открытые вопросы, структурно-логические сетки, ситуации и таблицы. Для выполнения практических работ обучающиеся должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с заданиями. На основании изученной информации обучающийся должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и выбрать информационные источники.

Практические занятия чередуются с теоретическими в процессе изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Работы выполняются по предложенным заданиям в рабочих тетрадях в рамках учебного времени. В соответствии с задачами формирования необходимых компетенций, выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

       Выполнение практических работ учитывается при выставлении оценок по текущей и промежуточной аттестации обучающихся. Перед выполнением практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

        Обучающиеся в ходе выполнения работы должны строго следовать инструкции к ней.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

II КУРС

Название практического занятия Кол-во часов
Практическая работа №1 «Виды деятельности» 1
Практическая работа №2 «Мировоззрение, типы мировоззрения» 1
Практическая работа №3«Духовная культура личности и общества. Многообразие  культур» 2
Практическая работа №4 «Система образования в Российской Федерации» 2
Практическая работа №5 «Религия как феномен культуры. Мировые религии» 2
Практическая работа №6 «Основные институты общества, их функции» 1
Практическая работа № 7 «Цивилизация и формация» 1
Практическая работа №8 «Типы экономических систем» 1
Практическая работа № 9 «Факторы спроса и предложения» 2
Практическая работа № 10 «Функции государства в экономике» 1
Практическая работа № 11 «Причины безработицы и трудоустройство» 1
Практическая работа № 12 «Особенности современной экономики России» 1
ИТОГО 16

 



Практическая работа № 1

Тема: «Виды деятельности»

Цель работы: с помощью текста учебника выяснить многообразие конкретных видов деятельности людей, охарактеризовать виды деятельности и занести знания в таблицу

Оборудование:

 1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §1.3 с.24-34

2. Проанализируйте текст;

3. Заполните таблицу «Виды деятельности» (2 б.)

Вид деятельности Характеристика деятельности
   

4. Ответьте на вопросы:

1) Охарактеризуйте понятия: профессия, специальность, квалификация. (1 б.)

2) Что такое профессиональное самоопределение? (1 б.)

3) В чём состоят различия труда и игры? (1 б.)

 

Практическая работа № 2

Тема: «Мировоззрение, типы мировоззрения»

Цель работы: выяснить, что такое мировоззрение, каковы его типы и их характеристика.

Оборудование:

 1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;

2. Проанализируйте текст;

3. Ответьте на поставленные вопросы к тексту.

Мировоззрение.

В процессе познания немалую роль играет мировоззре­ние.

Чувство страха или гармонии по отношению к окружа­ющему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить — все это определяется мировоззре­нием.

Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфические проблемы, особые способы их решения, определенную систему духовных ценностей. Каждый че­ловек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влия­ют на формирование их общего мировоззрения. Это общ­ность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня знаний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Следо­вательно, мировоззрение выступает объединяющим факто­ром, обеспечивающим целостность общества. Посредством мировоззрения общественное сознание воздействует на со­знание человека, заставляя его занять осмысленную жиз­ненную позицию.

В науке существует множество подходов к проблеме классификации мировоззрения. Выделяют пять типов ми­ровоззрения:

· обыденное;

· мифологическое;

· религиозное;

· философское;

· научное.

Но независимо от типа мировоззрение решает три ос­новных вопроса:

1)  отношение человека к миру в целом;

2)  место и назначение человека в окружающем мире;

3) познание и преобразование мира.

Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной практической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в образо­вательном учреждении, не изучал философию или религи­озные учения, то его мировоззрение складывается стихий­но, основываясь на непосредственном жизненном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что оно ма­ло соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее, обыденное миро­воззрение широко распространено в настоящее время.

Мифологическое мировоззрение существовало у мно­гих народов на заре развития человечества. Миф — это ска­зание, которое символически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных веро­ваний. Первобытные люди, не имея возможности объяснить многие явления природы, изобра­жали мир населенным фантастическими существами, спо­собными творить чудеса. Миф выступает наиболее ранней формой духовной культуры че­ловечества, объединяющей в себе зачатки знаний, религиоз­ных верований, политических взглядов, устного творчества. Мифологическое ми­ровоззрение отрицает возможность постижения и объясне­ния мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисма­нах, добрых духах. В современном мире мифологическое ми­ровоззрение не имеет широкого распространения. Пережит­ками его могут быть названы различного рода суеверия.

Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержатся в обычаях и традициях язычников и священных книгах мировых религий: Библии в христианстве, Коране в исламе и т.д. В религиозных постулатах уже содержатся взгляды на мир, его происхождение, предназначение человека; определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связывается спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от Бога, впадает в ересь и осуждается Церковью. Тем не менее, слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас их игнорирование.

В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрение дает объяснение действительности с позиции разума. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вытеснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Появление философского мировоззрения означа­ло зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяснить ее и вместе с тем создать представление о целостном и еди­ном в своей основе мире. Кроме познания мира философ­ское мировоззрение включает в себя взгляды на природу че­ловека, его судьбу и смысл человеческой жизни.

Современное научное мировоззрение— это продол­жение того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии опиралось на достижения нау­ки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщен­ные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусствен­ной средой обитания. Преимущества научного мировоззре­ния состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-технического прогресса подтверждают многие выводы, сде­ланные учеными на основе научно-мировоззренческой по­зиции. Тем не менее, проблемой остаются гуманизация на­учного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечеловеческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же научное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных лю­дей в развивающемся обществе по пути научно-техниче­ского, социального и экологического прогресса.

Независимо от типа мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренче­ских позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и незначительно.

Вопросы к тексту:

1) Дайте определение термину «мировоззрение». (1 б.)

2) Какие факторы влияют на формирование мировоззрения? (1 б.)

3) Какие существуют типы мировоззрения? Дайте им характеристику. (2 б.)

4) Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе? К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды? (1 б.)

  Практическая работа №3

Тема: «Духовная культура личности и общества. Многообразие культур»

Цель работы: Выяснить какие типы культуры выделяют культурологи, в чём состоят их особенности.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом.

2. Проанализируйте текст

3. Ответьте на вопросы к тексту.

 Культура

Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже - все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир.

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.            

Выделяют два основных вида культуры — материальную и духовную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми.

Основными элементами культуры служат язык, ценности, нормы. Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества. Ценности — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии.

Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функций культуры. Во - первых — это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.

Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции. Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества. В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям.

Культура общества в целом — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры. Различают народную, элитарную и массовую формы культуры.

Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу

особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором (от англ. folklore — народная мудрость). Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.

Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное).

Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов.

Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, радио, телевидение, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.

Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлечений». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга.

Особой разновидностью субкультуры представляет контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, хотя специфично и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др.

Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамична, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.

Вопросы к тексту:

1. Дайте определение термину «культура». (1 б.)

2. Охарактеризуйте основные элементы культуры. (1 б.)

3. Какие функции выполняет культура? (1 б.)

4. Заполните сравнительную таблицу: «Многообразие культур» (2 б.)

Тип культуры Характеристика культуры
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: