Групповые форм работы учащихся, работа в парах

Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности

Начиная с первых уроков обществознания в 8 классе, когда ученики знакомятся с понятиями «общество», «сферы общественной жизни» и с их характеристикой, обязательным домашним заданием является просмотр новостей и чтение периодической печати. Класс делится на четыре группы (по сферам общества: политическая – «политики», социальная – «социологи»,

экономическая - «экономисты», духовная - «искусствоведы»). Каждаягруппа собирает информацию по своей сфере в течение недели, наследующем уроке отводится 4-5 минут на обсуждение новостей. Такаяформа организации работы позволяет развить коммуникативные ианалитические умения (корректировать информацию, дополнять ее с учетомрезультатов, полученных другими), понимать и принимать иную точкузрения при наличии убедительных аргументов, что важно для развитиятолерантности. Одной из наиболее эффективных форм групповой работыучащихся являются, на мой взгляд, дискуссии, помогающие школьнику определить свою точку зрения.

Прием «Шесть шляп мышления» предполагает групповую работу на уроке. Учащиеся знакомятся с текстом и организуют анализ информации. Этот прием позволяет не только анализировать, но и высказывать свою точку зрения на содержание текста.

Белая шляпа: изложение нейтральной информации, перечисление фактов, событий;

Черная шляпа: критическое восприятие, поиск качеств, событий, последствий, носящих отрицательный характер;

Желтая шляпа: прогнозирование социальных последствий, поиск фактов, подтверждающих эти прогнозы;

Синяя шляпа: интерпретация, размышления о прочитанном;

Зеленая шляпа: поиск выхода из тупика, поиск решения проблем;

Красная шляпа: отношение к обсуждаемым проблемам. Нюансом является момент, что мнение одной группы может не совпасть с мнением другой, и подведение итогов на стадии рефлексии может перерасти в интересную и плодотворную дискуссию.

Следующий используемый мною прием это синквейн.

Название слова происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Чаще всего синквейн применяется на стадии рефлексии в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Например, при изучении темы «Избирательная система Российской Федерации» по предмету обществознание 11 класс возможны такие варианты сенквейна:

· Выборы

· Демократические, свободные

· Определяют, обязывают, направляют

· Выборы - право человека.

· Избиратель.

· Грамотный, ответственный.

· Голосует, агитирует, выдвигает.

· Он определяет будущее страны.

· Кандидат

· Ответственный, законопослушный.

· Выполняет, представляет, управляет.

· Кандидат – это наш представитель в органах власти.

Процесс составления синквейна очень интересен учащимся.

Фишбоу - анализ через скелет рыбы. Еще один вариант групповой работы. Преподаватель только направляет, координирует, не дает отвлечься от темы.

Голова рыбы: проблема, заявленная в тексте

Скелет рыбы: пути решения этой проблемы

Хвост рыбы: вывод по этой проблеме, ее значимость и актуальность.

Эссе– один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Чаще применяю 5-минутное эссе, на уроках обществознания в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме в творческой форме. Для меня – это возможность получить обратную связь. Очень полезна эта форма работы в связи с новой системой итоговой аттестации. Одно из заданий ЕГЭ необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе.

Заключение.

Таким образом, применение в учебно-воспитательном процессе данной технологической модели соответствует реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, формирует учебно-познавательную мотивацию.Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийсяполучает возможность самому в процессе обучения конструировать этотпроцесс и отслеживать направления своего интеллектуального развития.В целом же выбор методов, средств и приемов обучения зависит от особенностей класса.

Сергей Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий обучении. Достигнуты ли цели урока, которые сформулировал я, как учитель, и мои ученики? Если на него можно ответить утвердительно, то это означает, что выбранная стратегия обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках

данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска»[8]. Король в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». По существу, в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, мы часто игнорируем это правило.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: