Теории игровой деятельности в зарубежной психологии

1. Биологизаторские теории (Г. Спенсер, К. Гросс, В. Штерн)

В данных теориях центральным является натуралистический взгляд на природу детской игры. Например, К. Гросс считал, что игра - это упражнения, определяемые инстинктами в целях их усовершенствования. Т.е., особые формы игры - особые формы инстинктов. К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

2. Биогенетические теории (С. Холл)

Теоретики биогенетического направления видели в игре проявление «таинственных» инстинктов, переживание индивидом прошлой истории человечества. С. Холл пишет, что «в игре ребенок вспоминает утерянный рай».

По мнению отечественных психологов, главная ошибка биологизаторских теорий заключалась в отсутствии исторического подхода при исследовании вопросов происхождения детской игры. В связи с этим невозможно решить противоречие между социальным содержанием и предполагаемым биологическим происхождением игры.

3. Психоаналитические теории (З. Фрейд, А. Адлер)

Сторонники психоаналитической теории находят в детской игре особую форму удовлетворения глубинных влечений, главным образом сексуальных. По З. Фрейду, зачастую дети в игре проявляют Эдипов комплекс или комплекс Электры. Фрейд приводит пример мальчика, выбирающего в игре роль отца, что побуждается ревностью ребенка к отцу как к сопернику в любви к матери. (Эдипов комплекс).

4. Теории игровой деятельности как иллюзорного мира. (К. Коффка, К. Левин, Ж. Пиаже)

Представители данной теории рассматривают игру как иллюзорный мир, оторванный от окружающей действительности, в котором ребенок замыкается в своих переживаниях.

Несостоятельность такого взгляда, по мнению Я.Л. Коломинского, опровергают сами игры детей, изменяющиеся в различные исторические эпохи, имеющие свои особенности у детей, живущих в разных географических, экономических и культурных условиях.

Теории игровой деятельности в отечественной психологии

1. Теория игры Л.С. Выготского

Л.С. Выготским были заложены основы исторического рассмотрения психического развития ребенка. По мнению Л.С. Выготского, с точки зрения аффективной сферы игра создается при такой ситуации развития, когда появляются нереализуемые тенденции. Ребенок раннего возраста ведет себя так: он хочет взять вещь и ему надо взять ее сейчас же. К началу дошкольного возраста появляются неудовлетворенные желания, нереализуемые немедленно тенденции, с одной стороны, и, с другой стороны, сохраняется тенденция раннего возраста к немедленной реализации желаний. У ребенка после трех лет возникают своеобразные противоречивые тенденции; с одной стороны, у него появляется целый ряд нереализуемых немедленно потребностей, желаний, не выполнимых сейчас и тем не менее не устраняющихся, как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти целиком тенденция к немедленной реализации желаний.

Отсюда и возникает игра, которая, с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Все это не значит, что игра возникает в результате каждого отдельного неудовлетворенного желания. Речь идет о том, что у ребенка есть не только отдельные аффективные реакции на отдельные явления, а обобщенные неопредмеченные аффективные тенденции.

2. Теория игры Д.Б. Эльконина

На основе анализа энографического материала Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу об историческом характере возникновения и развития ролевой игры. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально - техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы.

Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.

Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д.Б. Эльконина.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: