Дистанционное обучение по дисциплине «Психология общения»
Для группы 3- 4 «Оператор швейного оборудования»
Задания на 23.03.2020
1. Изучить материал к теме Культура профессиональной коммуникации. Работа в команде.
2. Выполнить практическое задание.
3. Выполнить задание для Дифференцированного зачета.
Лекционный материал на тему «Работа в команде»
План:
1) Понятие группы и команды;
2) Формирование и развитие группы;
3) Характеристики группы;
4) Факторы, влияющие на эффективную деятельность группы.
Понятие группы и команды
Почти все виды работы осуществляются группами людей. Большинство проблем, с которыми сталкивается человек, возникает из-за отношений с другими людьми. Более двух тысяч лет назад Аристотель назвал человека «социальным животным» и тем самым выразил склонность людей организовывать себя в социальные группы. Социальная группа является важным аспектом человеческого поведения.
Социальная группа – это совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п., взаимодействующих друг с другом по стандартизированным нормам, которые определяются принимаемыми ценностями.
|
|
Группы обычно определяются следующими общими характеристиками:
1) группы состоят как минимум из двух человек, связанных какими-то определёнными целями;
2) они имеют определённую структуру и разрабатывают роли, а затем вырабатывают правила и нормы (ценности, нормы, позиция, мнение), которые отдельные члены группы должны принимать;
3) конформность;
4) сплоченность;
5) взаимопомощь.
Социальные группы обычно определяются:
1) стандартизированной линией поведения (т.е. взаимодействие между членами группы, их роли и статус могут быть созданы формально – в зависимости от занимаемого поста в организации);
2) разделёнными или схожими ценностями, верой (т.е. необходимо разделять одни и те же взгляды);
3) способностью различать членов и не членов группы (например, знакомство членов группы друг с другом, манера одеваться и говорить).
Существуют следующие типы групп:
1) первичные (частые непосредственные личные контакты) – семья, друзья, бригада;
Все члены первичной группы должны быть лично знакомы и взаимодействовать.
Первичная группа:
- должна быть малой;
- ее членов должны связывать чувство товарищества, преданности и общее отношение к ценностям.
2) вторичные (менее частые контакты, больше численность) – компания, клуб, профсоюз;
3) группы принадлежности – это группы, к которым индивид действительно принадлежит (например, членство в отраслевом профсоюзе) – характеризует положение, занимаемое человеком в обществе, в соответствии с происхождением, образованием, должностью, доходом, полом, возрастом и семейным положением;
|
|
4) референтная группа – это те группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет (например, престижная социальная группа). Референтная группа служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций;
5) формальные группы – создаются по воле руководства, их функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей.
Формальная группа характеризуется:
- строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями;
- рациональностью и безличностью отношений между ее членами;
- наличием органа власти и аппарата управления.
В организации существует три типа формальных групп:
- группы руководителей;
- производственные группы и;
- комитеты (могут называться комиссиями или советами).
Командная группа (или соподчиненная группа руководителя) состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями (например, генеральный директор и его заместители, командир роты и подчиненные ему командиры взводов). Рабочая группа (или целевая группа) – состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием; в них есть руководитель, но в отличие от командных групп, у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Комитет (комиссия, совет) – группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий (например, снижение себестоимости, совершенствование технологии, решение социальных вопросов). Примеры комитетов: кредитный, финансовый, постоянный комитет (для предоставления организации предложений и консультаций по регулярно возникающим вопросам – например, правление акционерного общества, его ревизионная комиссия), специальный комитет (временный – для выполнения определенной задачи – например, для выявления причин брака и рекламаций на продукцию одного из заводов).
6) неформальные группы – это группы людей, осуществляющих совместную деятельность, не будучи организационно оформленной структурой.
Неформальная группа характеризуется:
- спонтанно сложившейся системой социальных связей и отношений, норм, действий, являющихся результатом межличностного и внутригруппового общения;
- отсутствием четко выраженных и документально зафиксированных правил и предписаний.
Команда – это малая группа, обладающая высоким уровнем сплочённости, имеющая общую цель, которую разделяют каждый из её членов, а также групповые нормы и традиции.
Цели создания команд (могут быть созданы для любых целей):
1) совещательная (совет, «круглый стол», группы, занимающиеся вовлечением работников в процесс управления);
2) производственная (производственные бригады, шахтерские команды, ремонтные бригады, команды летного состава, группы обработки данных);
3) проектная (исследовательская группа, группа планирования, инженерная группа, целевая группа);
4) группа действий (спортивная команда, группа для развлечений, экспедиция, команда на переговорах, бригада хирургов, военное подразделение).
Однако существует два типа команд, заслуживающие самого пристального внимания: первый – это кружки качества, и второй, более новый, – автономные, или самоуправляемые, команды.