Психологические проблемы одаренных детей

Одаренность в целом и творческий процесс, в частности, предполагают напряжение психических сил личности и довольно часто нарушают баланс психофизиологических процессов растущего организма. Кроме того, у талантливых и одаренных детей возникает ряд сложностей и в социальном плане.

Мышление одаренного ребенка отличается динамичностью, гибкостью и глубиной; он быстро воспринимает новую информацию, но может из-за этого проявлять нетерпимость по отношению к меньшей скорости мыслительных процессов других детей, их «непонятливости»; одаренные дети быстро усваивают школьную программу и им становится неинтересно на уроках, они не переносят рутину и могут сопротивляться обучению фундаментальным навыкам. Зачастую они становятся «неудобными учениками», поскольку задают много сложных и неоднозначных вопросов, могут формулировать идеи чрезмерно сложно. Такие дети сопротивляются инструкциям; демонстрируют многообразие интересов и ожидают того же от других. У них ярко выражена способность формулировать понятия, абстрагироваться, синтезировать: они любят решать задачи повышенной сложности и обожают разнообразные интеллектуальные занятия, имеют широкий круг интересов и обладают обширной информацией из разных областей знания. У таких детей имеются свои представления о том, как должен строиться учебный процесс; они могут подвергать сомнению и критике традиционную методику преподавания.

Одаренные дети обладают богатым словарным запасом и умеют легко, четко и лаконично выражать свои мысли, однако, это качество часто становится основой их критичности и сарказма в отношении других людей.

Поскольку одаренному ребенку присуща внутренняя мотивация, его сложно, а часто – просто невозможнно заставить делать то, что ему неинтересно, а это ведет к непослушанию. Но если такой ребенок заинтересован в чем-либо, то он будет это делать с огромным интересом, владывая в любимое дело максимум сил, стремясь все довести до совершенства. Подобная тенденция ведет к развитию перфекционизма, который, в свою очередь, может стать причиной невротизации.

Одаренный ребенок обладает повышенной эмоциональнй чувствительностью и остро ощущает отношение к себе других. Он часто чувствует себя не таким, как все, переживает свою отчуждённость и непонятость.

Независимость одаренных детей часто ведет к развитию нонконформизма и желанию все делать по-своему; такике дети предпочитают индивидуальную работу, эксцентричны, полагаются только на свои силы, что может послужить причиной конфликтов.

Проводился целый ряд исследований проблем одаренных детей, часть из которых приведена ниже.

Так, в исследованиях Н. В. Хазратовой было показано, что повышение уровня креативности в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности и сопровождается некоторой невротизацией детей. Установка на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных возможностей осложняет процессы выбора и принятия решений; при этом затрудняется действие систем психологической защиты.

По данным Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого, развитый перфекционизм одаренных детей приводит к самокритике и недовольству собственными достижениями, и как следствие – к заниженной самооценке. В исследованиях Е. Л. Барышниковой обнаружено, что с ростом креативности учащаются аффективные проявления, повышается агрессивность, уровень тревожности, депрессивные тенденции и проявления дезадаптации. Все это свидетельствует о необходимости пристального внимания психологов к развитию одаренного ребенка, своевременному выявлению и коррекции его психосоциальных проблем, а также акцентирует необходимость обучения таких детей навыкам психической саморегуляции.

Вопросы и задания к самопроверке.

1. Какие этапы онтогенеза творчества Вы знаете?

2. Привести периодизацию детского изобразительного творчества по Бакушинскому.

3. Кто изучал наследственные детерминанты креативности?

4. Охарактеризовать ососбенности мышления одаренных детей.

5. Опишите основные психологические проблемы одаренных детей.

 

Литература.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2014. – 102 с.

2. Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова  // Вопр. психологии. – 1993. – № 2. – С. 17–26.

3. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. М.: Академия, 2013. – 205 с.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. № 4. 2014. с. 21-29; № 5. – 2014. – с. 3-13.

5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т. Г. Казакова. – М.: Педагогика, 2012. – 112 с.

6. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 255 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: