Специфика программы России верные СЫНЫ

Февраля в детском саду

 Формирование основ мужественности у мальчиков

РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ

Подготовила воспитатель:

Дурностук Екатерина Игоревна

В преддверии праздника дня Защитника Отечества на всей территории РФ в целом, и 23 февраля в детском саду, в частности, вопрос воспитания мальчиков становится наиболее актуальным. День 23 февраля в детском саду призван помочь воспитателю правильно расставить акценты в общении между мальчиками и девочками, дать дошкольникам понять, что они России верные сыны. Подготовка к 23 февраля в детском саду начинается задолго до праздника, в форме специальных программ, применяемых в повседневном общении с ребятами.

Актуальность проблемы:

Для формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста мной, воспитателем Дурностук Е.И. на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 34 «Василек - 1» г. Ершова Саратовской области была разработана программа РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ. Она рассчитана на старший дошкольный возраст и содержит циклы занятий, игры, тренинги, упражнения и другие виды деятельности.

Необходимо отметить сложность воспитания основ мужественности у детей дошкольного возраста.

1. Во-первых, воспитатели-мужчины в детском саду всегда были большой редкостью, а женщине мало пригодится собственный детский опыт при педагогическом взаимодействии с мальчиками, сравнивать себя с ними в детстве бесполезно, а иногда и вредно.

2. Во-вторых, в дошкольном детстве мальчик – это полный антипод тому будущему образу, которому ему необходимо следовать. Мужчина – это воплощение и символ физической и духовной силы, мальчик же – слаб, раним, уязвим. Принято считать, что типично мужскими качествами являются доминантность и агрессивность, но вместе с этим мальчишки должны научиться понимать чужую беду и страдания, уметь оказать действенную помощь, поступаясь своими интересами. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к женщинам, старикам, желание и способность защищать более слабых.

Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо как можно шире предоставлять ребенку возможность самостоятельно принимать решения, поскольку действенное начало мужского характера должно проявляться, прежде всего, в поступках.

Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери, чрезмерная ласка.

Позиция воспитателя в общении с мальчиками не должна быть излишне авторитарной.

По словам В.А. Сухомлинского, мальчик тем сильнее чувствует себя мужчиной, чем сильнее он чувствует в окружающих его девочках женщин. Традиционно считается, что в отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского – на адаптируемость, воспитуемость. Однако современная система воспитания заставляет девочек принимать несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми. В определенной мере они справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, так как им трудно адаптироваться. Существенное значение имеет игровая деятельность, при организации которой необходимо учитывать особенности, обеспечивающие полноценное становление мужественности: большое количество участников, четкость иерархии (доминирование – подчинение), игровую конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство и др. Следует удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности, несмотря на то, что педагогу-женщине хочется, чтобы «победила дружба».

Гендерно-ориентированная организация игровой деятельности предполагает соответствие методов руководства и определения содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов.

Я считаю нецелесообразным излишнее подавление природной агрессивности мальчишек, в частности запрет на оружие, поскольку мальчики изготовят его из того, что будет под рукой, либо вообще будут «стрелять из пальца».

Современный рынок игрушек переполнен автоматами-трещетками, пластмассовыми ружьями, пистолетами, кинжалами, ножами, мечами, арбалетами. Все они призваны помочь ребенку войти в роль милиционера, солдата, спасателя, охотника, воспроизвести действия, присущие его носителю. Безусловно, при их использовании необходимо соблюдать главное требование – безопасность игр и игрушек для здоровья ребенка. Военные игрушки, как и игрушки других видов, влияют на развитие личности ребенка, его эмоционально-нравственную сферу. Выполняя какую-либо роль, ребенок идентифицирует себя с ее носителем, то есть переживает свою тождественность или контрастность с выбранным им героем. Плащи и шпаги, камуфляж, банданы и пистолеты – вот униформа мальчишек. Целесообразно расширять игры в детском саду, проводимые с мальчиками. Это могут быть игры военной, героической, транспортной, индустриальной тематики, режиссерские игры с машинами и солдатами, строительно-конструктивные, подвижные и спортивные. Мальчуганы стремятся быть сильными, опасными, стремятся к тому, чтобы с ними считались. Эти потребности реализуются в играх военной и героической тематики. Безусловно, необходимо акцентировать внимание на нравственных аспектах воспитания будущего мужчины как защитника.

Мальчики равнодушны к играм, в которых нет элемента опасности, соревнования. От них можно услышать вопрос об игре:

- И никого не убивают? Нет победителей? Тогда в чем же интерес?.

Когда мальчишки играют в войну, они репетируют свою роль, которую им, может быть, предстоит сыграть в будущем в гораздо более серьезной драме. Возможно, однажды нам понадобится защита именно этого мальчика, который сейчас посещает детский сад.

Самой по себе битвы недостаточно, мужчина стремится к романтике. Недостаточно быть просто героем: мужчине важно быть героем для кого-то, например, для женщины, которую он любит. Эти чувства, желания и стремления могут быть подавлены, забыты или заменены чем-то другим, но в сердце каждого маленького мужчины есть отчаянное желание выиграть сражение, пережить приключение и спасти красавицу.

Специфика программы РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ

При реализации задач формирования мужественности у мальчиков дошкольного возраста я учитывала и старалась восстановить субкультуру мира мальчиков и мира девочек. Согласно рекомендациям М.В. Осориной я использовала [2]:

  • традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);
  • детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
  • детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
  • детское мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы);
  • детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);
  • детское словотворчество (детскую этимологию, языковые перевертыши, неологизмы);
  • эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);
  • наделение прозвищами сверстников и взрослых;
  • религиозные представления (детские обряды).

Была также создана пространственно-предметная развивающая среда, элементами которой являлись:

  • уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машинами, конструкторами, строительными материалами, игровой униформой – пилотками, касками), позволяющими мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли;
  • мини-среда мужского труда, содержащая оборудование, необходимое для формирования мужских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов, сельскохозяйственный инвентарь);
  • уголок «мужской доблести» (рыцарские доспехи, казацкое снаряжение, игрушечное военное обмундирование и оружие различных исторических эпох, изображение парусников, кораблей).

При отборе художественных произведений, мультфильмов, детских фильмов для использования в полоролевом воспитании учитывались следующие принципы:

  • доступность возрасту;
  • эмоциональная насыщенность и привлекательность;
  • динамичность сюжета;
  • образное описание главных героев;
  • наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру;
  • ярко выраженная динамика характера героев.

Для формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста посредством художественных произведений я опиралась на рекомендации и психолого-педагогическую технологию работы с детьми Т.А. Репиной [3].

  • На первом этапе подборка художественных произведений была нацелена на воспитание представлений о стойкости, смелости, стремлении оказать помощь слабым или пожилым людям, готовности и желании защищать Родину.

Я использовала сказки героического содержания, отрывки из былин, рассказы о защитниках отечества, о представителях героических профессий и их мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах. Литературные произведения дали возможность показать детям, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины, позволили вызвать у детей чувство восхищения их мужеством, желание подражать им. В беседах с детьми подчеркивалось, что защитники отечества во все времена применяли силу только для защиты своей страны, проявляя при этом мужество, смелость, терпение и настойчивость в преодолении трудностей, великодушие к побежденному врагу.

  • При формировании представлений о мужественности использовался и ряд произведений о мальчиках, проявляющих мужественность, смелость, что ближе пониманию ребенка.

При этом обращалось внимание детей на то, как дошкольники преодолевают собственный страх, стеснительность, когда видят, что слабый нуждается в помощи. Обращалось внимание мальчиков на то, как они по-рыцарски должны относиться к девочкам, к пожилым людям.

В работе широко использовались мультфильмы:

  • советского периода («Вовка в тридевятом царстве», «Три толстяка», «Летучий корабль», «Самый маленький гном», «Конек-Горбунок», «Малыш и Карлсон» и др.);
  • современные российские («Добрыня Никитич», «Незнайка на Луне» и др.);
  • современные зарубежные («Шрек», «В поисках Немо», «Кунг-фу панда», «Король Лев», «Корпорация монстров» и др.).

Также можно посоветовать ряд книг и пособий, способствующих формированию основ мужественности у мальчиков.

Рекомендуемые книги и пособия:

1. Аудиоэнциклопедия. Серия «Музыка для малышей». Диски: «Как устроен человек», «Автомобили и транспорт», «Корабли и мореплавание», «Великие путешествия», «Планета Земля», «Увлекательная астрономия» и др. – ООО «Си Ди Клуб», 2003–2006.

2. Что такое хорошо и что такое плохо: Пособие по коррекции характера ребенка в раннем возрасте на CD-диске. –М.: Весть-ТДА, 2004.

3. Так или не так: Пособие по коррекции характера ребенка в раннем возрасте на CD-диске. – М.: Весть-ТДА, 2004.

4. Военная техника: Энциклопедия для детей. – М.: Росмен, 2007. 8. Митяев А. Наше оружие. – М.: Детская литература, 1989.

5. Шипицина Л.М., Хилько А.А. Это я. Формирование Я-концепции у мальчиков. – СПб.: Речь, 2003.

6. Жукова О. Азбука для мальчиков. – М.: Астрель,2006.

Разработанная программа РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ включает четыре блока:

1. СЛАВНЫЕ СЫНЫ РОССИИ,

2. Я МАЛЬЧИК — БУДУЩИЙ МУЖЧИНА,

3. ТРУД НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН,

4. Я И ДЕВОЧКИ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: