Материалы,инструменты,оборудование

Из истории техники «декупаж».

Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и долговечности.

Слово "decoupage" происходит от французского «вырезать». Соответственно, «техника декупажа» – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.

Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Европе, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском илияпонском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты 30-40 слоями лака.

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что делало мебель значительно дешевле, однако она пользовалась не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.

Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции.

В Англии декупаж стал доступен широким слоям населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились коллекции с отпечатанными листами для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальныхсценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.

Техника декупаж имеет очень продолжительную историю. Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем – королева Франции Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур, Лорд Байрон, Матисс и Пикассо.

Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модныхаксессуаров.

В России интерес к декупажу возник в начале XXI века и получил массовое распространение[источник не указан 756 дней].

Сейчас к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копирекартинки различного содержания.

Кроме того, активно применяются так называемые рисовые и декупажные карты. Это специальным образом подготовленные изображения, напечатенные типографским способом на специальной бумаге.

Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи,керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание(браширование, кракле, шебби), художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор в творчестве и исполнении.

В настоящее время в декупаже популярны такие стили, как: прованс, викторианский стиль, кантри, шебби-шик,симплисити, милитари, этно. Это обусловлено в первую очередь текущими тенденциями в стилистике интерьеров.

 

Технология декупаж

Материалы,инструменты,оборудование.

 

Декупаж «всеяден» - это значит, что для своих работ вы можете использовать как специально приобретенные материалы (например, в магазине рукоделия), так и подручные вещи. Итак, для выполнения работы вам понадобятся:

1.Объект для декупирования.

 

2.Ножницы. Самых различных размеров для вашего удобства. Очень удобны для вырезания мелких деталей маникюрные ножницы. Ножницы лучше использовать небольшие заостренные ножницы с закругленными концами, такими ножницами удобно вырезать небольшие детали из тонкого материала, в данном случае из салфетки.

3. Бумага с картинками для вырезания, салфетки. Салфеток для декупажа у нас очень много - самых разных цветов, мотивов и тем. Очень удобна бумага с коллекциями изображений разного размера на общую тематику. Бумага должна быть тонкой, чтобы рисунок хорошо ложился на декупируемый предмет и выглядел как нарисованный.

4. Виниловый клей. Пользоваться виниловым клеем необходимо, строго следуя инструкциям на упаковке. Так же можно проконсультироваться в специализированных магазинах. Классические правила декупажа предполагают сначала приклеивание салфетки, для чего пользуются специальным клеем для салфеток
5.Кисти. Как правило, на баночке с клеем написано, какие кисти для него желательно использовать, но если это не указано лучше не брать нежные кисти из колонка, а купить хорошую плоскую синтетическую кисть. Удобно использовать плоскую полужесткую кисть шириной 1-2см, ей удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины.

6.Карандаш и скотч. Они потребуются для того, чтобы наметить места расположения картинок на поверхности для декупирования, согласно нашему замыслу.

7. Различные лаки и краски для покрытия. Вы можете использовать глянцевый, матовый лак, лак с тройным блеском и с алмазным блеском, на основе акрила, в зависимости от того, какого эффекта Вы хотите добиться. А есть специальный глянцевый лак на водной основе для того, чтобы вещь можно было использовать на улице. Лаки не желтеют со временем, не пахнут, на поверхности декорируемых предметов не остается следов от кисти. Если покрыть объект несколькими слоями лака с алмазным блеском, создается впечатление, что он сделан из фарфора.
Для окончания работы можно использовать Лак Флаттинг. Работы обработанные таким лаком приобретают желтоватый оттенок, имитирующий старость объекта.

8.Акриловые краски. Они быстро сохнут, легко накладываются, не растворяются в воде после высыхания, имеют широкую цветовую гамму (110 базовых оттенков) и различные эффекты (с блестками, металлическим эффектом, алмазным блеском, т.д. и т.п.)

9. Клеенка для стола.

10.Линейка и угольник. Они необходимы для симметричного размещения картинок на изделии.

11.Салфетки под предметы.



Этапы работы

1. Выбираем объект «превращения» и изображения

Начинающим лучше взять для «пробы» небольшой предмет. Это может быть старая деревянная доска для резки овощей, заварник для чая или поднос.

Затем следует определиться с изображениями. В настоящее время широко используется «салфеточная техника». Удобно, что салфетки очень тонкие, а изображения можно найти самые разные – начиная от овощей и фруктов и заканчивая портретами.

Активно используют для декупажа фотографии или старые открытки, которые превращают современное изделие в предмет старины.

На помощь придут и декупажные карты, которые помогут создать имитацию гобеленной вышивки.

2. Вырезаем или отрываем

Вспомните, как вы в детстве вырезали – кто-то делал это по контуру, а кто-то оставлял «припуск» - полсантиметра или в виде круга, прямоугольника или другой фигуры. После того, как вырезали изображение, необходимо отделить верхний слой бумаги от остальных слоев.

Иногда вырезание заменяют «отрыванием», с помощью которого можно добиться интересного эффекта. Так, изображение ляжет более ровно, кроме того, можно сымитировать потертость.

Если же подходящая картинка находится в книге или энциклопедии, которую ох как не хочется портить, можно обратиться к помощи цветного принтера. В этом случае лучше закрепить отпечатанное изображение фиксирующим аэрозольным лаком.

3. Тонируем

Если для создания своего шедевра вы выбрали вырезку, копию которой сделали на черно-белом ксероксе, нужно ее затонировать. Это позволит состарить бумагу, избавившись от белого цвета черно-белой бумаги.

Тонирование можно сделать при помощи акварельных красок, смешав нужный «земляной» цвет с водой. Тонируя рисунок, полученный при помощи копирования, следует лишь слегка касаться чернил, иначе вы можете случайно испортить красочный слой изображения.

Тонировать можно и при помощи обычного черного чая – намочив пакетик, вы получите необходимый желтовато-коричневый оттенок изображения. Для этого пакетик прикладывают к картинке, делая то более насыщенные, то более светлые отпечатки. Можно также опустить пакетик в блюдце, окрасить воду, а затем положить в нее изображение и сделать равномерное тонирование.

Тонирование успешно используется не только для картинки, но и для основы. Например, чтобы создать необходимый оттенок изделия из дерева, стекла, керамики, картона, можно применить акриловую краску.

 

4. Наклеиваем

Этап наклеивания рисунка на основу – самый сложный в декупаже. До того, как сделать аппликацию, поверхность нужно должным образом подготовить. Если объект изготовлен из керамики или стекла, нужно обезжирить место приклеивания. Деревянную поверхность необходимо зашкурить, а затем покрыть акриловым грунтом (акриловой краской).

Помимо вышеуказанных видов клея можно использовать клей-лаки, которые обеспечат одновременно склеивание, герметизацию и отделку. Некоторые их виды придают работе матовый или глянцевый эффект.

Можно приобрести клей с глиттерами (цветными блестками). Его лучше использовать при изготовлении подарочных коробок, самих подарков или елочных украшений.

Если хорошо «прошерстить» ассортимент магазинов рукоделия, можно найти клей для декупажа на свечи и клей для нанесения изображений на ткань.

Клей можно наносить различными способами. Во-первых, можно нанести клей на основу, затем приложить изображение и разгладить его. Во-вторых, на обратную сторону картинки, затем изображение прикладывается и разглаживается (кажется, так мы делали в детском саду). Наконец, можно приложить картинку к основе, а на изображение сверху нанести клей.

5. Декорируем и фиксируем

Если вы хотите добавить в работу дополнительные декоративные элементы, вы можете сделать это уже с готовой работой. Вам понадобится кисть с краской или рельефная паста. Затем покрытие работы фиксируется при помощи прозрачного акрилового лака, который может быть матовым или глянцевым. Лучше всего для этого подходит аэрозоль.

Налет старины можно создать при помощи специальных лаков. Возможно создание оттенков от темно-красного до золотистого – выбирайте на свой вкус.

Если вы хотите достичь «абсолютного» состаривания, используйте эффект кракелюров - мелких трещинок. На лакированном покрытии они получаются при применении двухкомпонентных лаков для кракелюра (важно, чтобы они были от одного и того же производителя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: