КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ
ЦЗЮ 1-17
Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения.
Вариант 1 (выполняется студентами с фамилиями с А по И):
Контрольные вопросы:
1. Порядок и особенности рассмотрения Конституционный Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ, не вступивших в силу международных договоров.
2. Проанализировать постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2002г. №12-П «по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия».
Вариант 2 (выполняется студентами с фамилиями с К по П):
Контрольные вопросы:
1. Порядок и особенности рассмотрения Конституционный Судом РФ дел о толковании Конституции РФ
2. Проанализировать постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2007г. №11-П «по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3,18 и 41 ФЗ «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия – Российская партия коммунистов».
|
|
Вариант 3 (выполняется студентами с фамилиями с Р по Я):
Контрольные вопросы:
1. Порядок и особенности рассмотрения Конституционный Судом РФ дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
2. Проанализировать постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007г. №3-П «по делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 ФКЗ «О референдуме РФ» в связи с жалобами граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа»
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Конституционное правосудие».
1. Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как отрасли права.
2. Система отрасли конституционное правосудие.
3. Источники отрасли конституционное правосудие.
4. Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как науки. Конституционное правосудие как учебная дисциплина: цели и значение.
5. Понятие, основания и виды конституционной ответственности.
6. Понятие, сущность и виды конституционного контроля.
7. Понятие и модели конституционного контроля в зарубежных странах. Американская модель. Европейская модель.
8. Развития конституционного контроля в России. Создание и основные этапы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
9. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации.
10. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
11. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Основные полномочия. Дополнительные полномочия.
|
|
12. Основные принципы статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
13. Права и обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
14. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Отставка судьи.
15. Понятие и принципы конституционного судопроизводства.
16. Понятие и виды стадий конституционного судопроизводства.
17. Стадия направления обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
18. Стадия рассмотрения обращения Секретариатом и предварительного его изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации.
19. Стадия принятия обращения к рассмотрению или отклонение Конституционным Судом РФ.
20. Стадия назначения и подготовки дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации.
21. Стадия судебного разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации.
22. Стадия совещания судей и принятия решения. Стадия исполнения решений Конституционного Суда РФ.
23. Участники конституционного судебного процесса.
24. Понятие и виды решений Конституционного Суда Российской Федерации.
25. Виды судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации.
26. Производство по рассмотрению дел о соответствии Конституции России нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу).
27. Производство по рассмотрению дел о соответствии Конституции России не вступивших в силу международных договоров (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу).
28. Производство по делам о спорах о компетенции (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу).
29. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан (право на обращение, допустимость обращения, последствия принятия обращения к рассмотрению, пределы проверки, итоговое решение по делу).
30. Производство по делам о конституционности законов по запросам судов (право на обращение, допустимость обращения, последствия внесения запроса, пределы проверки, итоговое решение по делу).
31. Производство по делам о толковании Конституции (право на обращение, обязательность толкования Конституции РФ).
32. Производство по делу о даче заключения в связи с отрешением Президента России от должности.
33. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие и значение.
34. Становление и развитие конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
35. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
36. Конституционное (уставное) судопроизводство в субъектах Российской Федерации.
Тема: Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве
1. Принцип верховенства конституции, его действие. Охрана конституции.
2. Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве.
3. Виды конституционного контроля. Судебный конституционный контроль как разновидность конституционного контроля.
4. История развития судебного конституционного контроля.
1. Принцип верховенства конституции, его действие. Охрана конституции.
Правовое государство есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и законов в соответствии с требованиями права, из которых существенным является признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Господство права возможно лишь при надлежащей организации самой государственной (политической) власти, исключающей монополизацию власти и обеспечивающей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий отдельных видов органов, способов формирования, форм деятельности и т.д.) требованиям права. Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
|
|
Основные принципы (признаки) правового государства одновременно выступают в качестве требований, предъявляемых к правовому государству. К их числу следует отнести: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство права, то есть соответствие праву конституции, законов; верховенство конституции в системе законодательства и ее прямое, непосредственное действие; взаимная ответственность государства и личности; уважение прав и свобод человека и гражданина; судебная защита лиц и других субъектов общественных отношений от произвола кого бы то ни было; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.
Одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство конституции в системе нормативных актов, ее прямое, непосредственное действие. Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основным (высшим) законом государства и обладает верховенством на всей его территории. Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие конституции.
Конституционная законность означает следующее:
/. Правовой характер самой конституции как основного закона государства.
Иными словами, конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требования) правового государства.
|
|
2 Верховенство конституции в правовой системе государства, т. е. конституция имеет высшую юридическую силу.
Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы.
Так, согласно статье 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу... Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".
3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.
Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Однако если судебные или иные правоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные eго положения не соответствуют Конституции, то они непосредственно применяют нормы Конституции. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в КС РФ с запросом о его конституционности. Такой запрос может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.
4. Конституция действует на всей территории государства. В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, конституции субъектов (членов) федерации — на всей их территории.
Спорным оказался вопрос о действии устава края или области, в состав которого входят автономные округа, на территории указанных округов, так как автономные округа согласно действующей Конституции Российской Федерации являются равноправными субъектами Российской Федерации (статья 5). Однако вхождение автономного округа в состав края или области является условием распространения устава края или области на всю ее территорию, в том числе на территорию автономного округа.
Принципы верховенства конституции, конституционной законности не реализуются автоматически. Их действие может быть нарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки. Для предотвращения и ликвидации таких "сбоев" существует система правовых средств охраны конституции (например, институт конституционной ответственности в виде импичмента главы государства).
2. Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве.
Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства конституции является конституционный контроль. Судебный конституционный контроль означает специализированный механизм охраны конституции как нормативного правового акта высшей юридической силы. Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.
Государственными органами, осуществляющими конституционный контроль, являются:
• глава государства, парламент, правительство;
• специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы);
• судебные органы.
Конституционный контроль, осуществляемый главой государства, парламентом, правительством, другими государственными органами (исключая судебные) в процессе осуществления основных функций либо наряду с другими функциями, в значительной степени испытывает влияние проводимой ими политики. Этот вид конституционного контроля можно квалифицировать как общий (общеполитический) конституционный контроль. Для его осуществления указанные государственные органы могут создавать специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.) либо специализированные органы, подобные парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных защитников).
Органы конституционного надзора (квазисудебные органы) осуществляют конституционный контроль на постоянной основе. Их решения, как правило, не являются окончательными, а носят предварительный, консультативный характер (Конституционный Совет Франции, Конституционный Трибунал Польши, бывший Комитет конституционного надзора СССР, Конституционный Совет Республики Казахстан и др.).
Конституционный контроль могут осуществлять и судебные органы — как суды общей юрисдикции (включая административные, арбитражные и др.), так и специализированные суды конституционного контроля — конституционные суды.
Конституционный контроль как самостоятельное направление государственной деятельности начинался собственно с проверки законов, принимаемых парламентом. Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло, и для каждого государства этот набор объектов индивидуален.
Объектами конституционного контроля, в том числе осуществляемого судебными органами, являются:
• законы, их различные разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, законы, принятые референдумом, конституционные, органические законы, обыкновенные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными (представительными) органами;
• нормативные правовые акты органов исполнительной власти;
• нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
• внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях);
• акты судебных органов;
• акты и действия общественных объединений;
• индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц;
• международные договоры;
• действия должностных лиц в порядкеих конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства — Президента, членов правительства, судей высших судебных инстанций);
• организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов;
• создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.
Данный перечень объектов конституционного контроля не является исчерпывающим.