Юноши, девушки и старший класс

Прежде чем начать характеристику ранней юности, сделаем одно замечание-сомнение. Кого, собственно, нам описывать: старшеклассника? учащегося профессионального училища? учащегося  колледжа? работника?

Наше поле — первые три категории. Именно в этих ипостасях юноши, девушки остаются пока еще объектом воспитания. Но будет в нашем описании и крен, уклон — старшеклассник как «существо», более изученное (по крайней мере, в нашей стране).

Потребности. Ведущие потребности — в общении, в обособлении, в жизненном самоопределении как более или менее осознанном принятии и выработке своей личной индивидуальной позиции в отношении мира, себя, своего настоящего и будущего.

Образ Я. Открытие, познание мира своих переживаний, выработка отношения к ним, стабилизация образа тела и его возможностей (физического Я), поиск своего взрослого поведения, в том числе укрепление представлений о себе как о мужчине или женщине.

Деятельность. Формирование деятельности, целенаправленно обращенной на свое Я, — на самопознание, самоопределение, самореализацию. Построение избирательной перспективно значимой (в частности, профессиональной) деятельности.

Совместная деятельность привлекательна как пространство для общения и группового, коллективного обособления; как экстремальная деятельность, требующая повышенных физических, психических, личностных усилий, в формах, соответствующих молодежным, в частности субкультурным, эталонам группового поведения.

Общение — акцентировка в групповом общении на смешанных (юноши и девушки) приятельских группах. Содержание общения задается стремлением к самоопределению: личностному и групповому, ситуативному и «стратегическому». Формы общения находятся под влиянием юношеской субкультуры (в современных условиях, точнее, субкультур).

Ожидания от воспитателя: прежде всего понимание. И только потом консультации в деятельности и поступках. Иногда учитель, воспитатель — персонифицированный эталон для себя (юноши, девушки) в будущем.

Потенциалы развития. Все, что побуждает к индивидуальному и групповому самоопределению: личностно ориентированное проблемное общение; социально значимая экстремальная деятельность; деятельность, позволяющая быть на уровне субкультуры; ситуации выбора (в учении, в общении, в общественных деяниях…)

Ну, а теперь, когда второй край моста — юность — очерчен, вернемся к переходному возрасту старшим подростком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: