Рабочий лист.
Ф.И._______________________________
Задание 1. Прочитайте список исторических источников и определите, какие из них относятся к письменным, вещественным и устным. Заполните таблицу.
Таблица. Исторические источники
Письменные | Вещественные | Устные |
· Донышко берестяного туеска.
· Костяная печать эксэя (правителя) с надписью.
· Слой золы и обгорелых костей животных.
· Легенды и предания о дондинских богатырях, среди которых наиболее могущественным был Идна.
· Заклинания перед ловлей рыбы.
· Записки арабских путешественников XII века.
Задание 2. Ответьте на вопросы в текстах и выполните задания.
Наступило лето, и экспедиция студентов исторического факультета УдГУ выехала на место будущих раскопок на север Удмуртии. Остановились студенты на высоком берегу реки Чепца, там, где в нее впадает маленькая речка. У подножия большого холма поставили палатки, на холме огородили место раскопа деревянными колышками. А жители соседней деревни удивляются: «Как же вы узнали, что в наших местах давным-давно жили люди?»
· Как на этот вопрос ответит начальник экспедиции?
При раскопках на внешнем склоне земляного вала, когда-то окружавшего городище – кар, археологи нашли много железных наконечников стрел. По валу возведены были стены из срубов, частокола и наблюдательных вышек, они имели следы пожарища.
· Какие выводы могли сделать археологи по данным находкам?
Археологи обнаружили жилище прямоугольной формы, примерно равных размеров (6 м. на 8 м.). Внутри вдоль стен располагались нары - лежанки, они занимали почти всю половину дома и в ширину достигали 2 м. В центре устраивался очаг, выложенный из крупных и мелких камней. Возле очага находилась хозяйственная яма для хранения разных припасов, глубиной до 1 м. Ближе к стене располагалась яма больших размеров, здесь хранилось зерно. Яма наполовину выходила за пределы дома.
· Нарисуйте план (вид сверху) раскопанного жилища.
Этот макет хранится в музее. |
|
Задание 3. Представьте, что Вы – археолог, нашли исторический артефакт. Что это? Определите вид источника.
В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент. Историческое прошлое нашего края очень самобытно и насчитывает много славных страниц. Проектирование образовательной деятельности с использованием регионального содержания образования на уроках истории в 6 классе может реализовываться несколькими способами: встраивание краеведческого материала в урок (фрагменты), выделение специальных уроков для изучения регионального компонента, организация внеурочной деятельности по истории.
Литература
1. Васильев, Ф.И. Поэзия / Ф.И. Васильев. – Ижевск: «Инвожо», 2003. – 668 с.
2. Данилов, А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2016. – 77 с.
3. Журавлева, О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
4. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
5. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 127 с.
Данные об авторах:
- Култашева Наталья Валерияновна, зав. кафедрой основного и среднего общего образования АОУ ДПО Удмуртской Республики «Институт развития образования», канд. пед. наук, доцент.
- Саушина Ирина Ксаверьевна, зам. директора МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей № 86» г. Ижевска, учитель истории и обществознания, отличник народного просвещения, заслуженный работник образования Удмуртской Республики.