(2 часа)
План лекции
1. Назначение и классификация привода механизма выключения сцепления.
2. Механический привод механизма выключения сцепления.
3. Гидравлический привод механизма выключения сцепления.
4. Гидравлический привод механизма выключения сцепления с пневмоусилителем.
5. Привод механизма выключения сцепления с пневмоусилителем автомобилей МАЗ (для самостоятельной работы).
Назначение и классификация привода механизма выключения сцепления.
Привод механизма выключения сцепления - специальная система, предназначенная для управления (включение – выключение) сцеплением в автомобилях с механической коробкой передач.
Передать усилие от педали на вилку можно разными способами, и именно на этом строится классификация приводов сцепления.
Типа привода механизма выключения сцепления:
- механический;
- гидравлический;
- пневматический;
- комбинированные приводы (гидропневматический, электрогидравлический, электромеханический, то есть - с использованием электромоторов).
|
|
Последний из вышеназванных приводов сцепления в отличие от первых двух, используемых в автомобилях с механической коробкой передач, применяется в роботизированных коробках передач.
Механический привод механизма выключения сцепления.
В настоящее время механический привод (рис.1) устанавливается преимущественно на переднеприводных легковых автомобилях, оснащенных силовыми агрегатами малой мощности. Данный вид привода отличается предельно простым устройством и дешев при производстве. Кроме того, механический привод весьма прост в обслуживании и ремонте, так как содержит минимальное количество конструктивных элементов:
- педаль привода сцепления 14;
- трос 7;
- устройство регулирования 1,2;
- рычажный привод (вилка сцепления) 16;
- выжимной подшипник 17.
Основным элементом механического привода является гибкий трос, заключенный в оболочку. Педаль привода расположена в салоне автомобиля и посредством гибкого троса связана с рычажным устройством (вилка сцепления). В соединении троса и вилки сцепления имеется регулировочное устройство (гайка 1 и контргайка 2), предназначенное для выставления свободного хода педали.
Рисунок 1 - Механический привод механизма выключения сцепления
1. контргайка; 2. регулировочная гайка; 3. нижний наконечник троса; 4. защитный чехол троса; 5. кронштейн крепления троса; 6.нижний наконечник оболочки троса; 7. оболочка троса; 8. поводок троса; 9. уплотнитель; 10. верхний наконечник оболочки троса; 11. верхний наконечник троса; 12. кронштейн педали сцепления; 13. пружина педали сцепления; 14. педаль; 15. упорная пластина; 16 вилка; 17 выжимной подшипник.
Работа механического привода предельно проста: водитель, воздействуя на педаль, приводит в движение рычажное устройство (вилку), которое в свою очередь перемещает по направляющей выжимной подшипник, тем самым выключая сцепление.