Типовая стратегическая позиция

Методическое пособие «Карлсбадская структура»

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Данная работа представляет собой методическое пособие для проведения занятий по программе «Подготовка юных шахматистов 3 - 1 разрядов» (3-й год обучения, подготовка юных шахматистов 1-го разряда, цикл тем «Карлсбадская структура»).

Изучение типовых стратегических позиций - важнейшая часть совершенствования шахматиста. Правильная оценка позиции, выработка того или иного плана игры - это те навыки и умения, без приобретения которых невозможно дальнейшее качественное повышение уровня понимания сути шахматной игры. Без этого невозможно, как следствие, и

достижение высоких спортивных результатов.

Один из величайших шахматистов первой половины 20-го столетия, гроссмейстер, видный теоретик, автор таких фундаментальных работ по теории шахмат как «Моя система» и «Моя система на практике» А. Нимцович отмечал, что тщательное изучение какой-либо одной типовой позиции в конечном счёте даст несравненно больший эффект в плане совершенствования и роста шахматиста, чем поверхностное изучение сразу нескольких типовых позиций. Именно такой путь познания стратегии шахматной игры предлагается в данном методическом пособии. Работа выстроена следующим образом: определяются основные планы сторон (активный или защитный) и проводится детальный разбор узловых, стратегических моментов на примерах турнирных партий выдающихся шахматистов мира. Следует отметить, что полноценное совершенствование и спортивный рост юного шахматиста невозможен без кропотливой и систематической самостоятельной работы. Этому разделу учебного процесса следует уделить особое внимание. Тот, кто не научится самостоятельно работать с литературой, другими информационными источниками не сможет полноценно работать над повышением своего уровня.

В программе «Подготовка юных шахматистов 3 - 1 разрядов» (3-й год обучения, подготовка шахматистов 1-го разряда) отведено 2 занятия теме «Карлсбадская структура», поэтому, пояснив учащимся основные стратегические моменты и планы сторон, необходимо особое внимание уделить разбору партий и учебных примеров. Такая аналитическая работа, обязательно совместная с учениками, способствует развитию аналитических способностей юных шахматистов. Как писал неоднократно пятикратный чемпион мира, выдающийся советский гроссмейстер, теоретик, аналитик М. Ботвинник, что шахматист, не развивающий в себе аналитическую составляющую, не занимающийся исследовательской, аналитической работой не сможет показывать стабильно высокие спортивные результаты.

В заключительной части методического пособия есть два приложения, в которых подобраны примеры партий для самостоятельного, домашнего изучения. Это наиболее интересные в теоретическом плане партии по данной теме. Разобрав и проанализировав ту или иную партию, ребятам можно предложить написать к ним свои комментарии.

Техническое обеспечение, для проведения занятий по данной теме: комплекты шахмат (10 - 15), магнитные демонстрационные доски (не менее 2-х), персональный компьютер (программное обеспечение: Fritz 10, Schredder 10, Chessmaster 10, «Шахматный университет» и т. д.), блокноты для записи партий.

 

 

2

Оглавление

 

Пояснительная записка …………………………………………………………………………...2

Оглавление…………………………………………………………………………………………..3

Типовая стратегическая позиция

Статический центр ………………………………………………………………………………...4

Типовая позиция миттельшпиля ………………………………………………………………..4

Карлсбадская структура ……………………………………………………………………….....4

Планы белых ……………………………………………………………………………………...5

Планы чёрных ……………………………………………………………………………………5

1. Атака пешечного меньшинства……………………………………………………………….5

Стратегические моменты ……………………………………………………………………...5

Методы защиты при атаке пешечного меньшинства ……………………………………….7

2. Атака в центре………………………………………………………………………………...10

3. Атака на королевском фланге при односторонних рокировках…………………………..13

4. Атака на королевском фланге при разносторонних рокировках………………………….18

Методы защиты при атаке на королевском фланге при разносторонних рокировках …..20

Список использованных источников ………………………………………………………….23

Приложение 1

Партии для самостоятельного анализа ………………………………………………………..24

Приложение 2

Партии, рекомендуемые для самостоятельного поиска и анализа ………………………..27

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: