Пути исследования в науке

         Ф. Бэкон различал светоносную (фундаментальную) и плодоносную (практическую) науку, хотя формально преимущество он отдавал светоносной науке, но по существу, главной для него была плодоносная наука.

    В науке Ф. Бэкон выделял три пути: путь муравья, путь паука, путь пчелы.

1) Путь муравья – это эмпирик, который, подобно муравью, собирает факты, но не в состоянии систематизировать и обобщить их.

2) Путь паука – рационалист, который, подобно пауку, ткёт теорию, но такая теория без фактов пуста.

3) Путь пчелы – истинный путь науки: наука, подобно пчеле должна приносить человеку пользу (мёд).

Рене Декарт (лат. Renatus Cartesius — Картезий;)

(1596-1650)

1. Принцип методологического сомнения.

2. Методы познания:

а) дедукция,

б) интуиция.

3. Дуализм.

4. Три рода идей.

Принцип методологического сомнения

         Для преодоления скептицизма, ставящего под сомнение истинность научных знаний, Р. Декарт анализирует аргументы скептиков.

    Первая группа аргументов указывает на недостоверность чувственного восприятия: палка, опущенная в воду, кажется сломанной, квадратная башня вдали кажется круглой и т.д. Ф. Бэкон предлагал исправить этот недостаток чувств при помощи опыта, Р. Декарт предложил другой вариант: разум не обманывает человека, и значит акцент надо сделать на теоретическом познании.

    Вторая группа аргументов указывает на зыбкость границы между сном и действительности. Решение в этом случае Р. Декарт видит в том, что человек может сомневаться во всём, во всём видеть дьявольское искушение, но истинным остаётся сам факт мышления: «Если дьявол обманывает меня, то становится ясно, что я существую, потому что кого нет, того нельзя обмануть».

    Из истинности факта сомнения Р. Декарт выводит истинность существования человека, отсюда знаменитый декартовский афоризм «cogito, ergo sum» - «я мыслю, следовательно, я существую».

    Этот тезис - «есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке», и он становится основой истинности любого знания, не допускающей уже никакого скептицизма.

Методы познания:

Дедукция

         В качестве лучших методов познания Р. Декарт полагал дедукцию и интуицию.

    Деду́кция (лат. deductio — выведение) - логический вывод, в котором из общего положения выводится частный вывод. Этот метод логически вытекает из тезиса «cogito, ergo sum», так как именно он является тем общим положением, на котором основываются все частные выводы.

    Философия также представлялась Р. Декарту как дерево, устроенное по принципу дедукции: корни его – метафизика, ствол – физика, ветви – прочие науки, которые редуцируются к 3 главным: медицина, механика, этика, поэтому Р. Декарт полагал, что «науки надо изучать все сразу, а не отделять одну от другой».

Индукция

    Интуи́ция (лат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — способность, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

    Р. Декарт определял интуицию как просветление, при котором любая самая сложная мысль представляется ясной и отчётливой.

    Достичь такой отчётливости ума, по Р. Декарту, возможно благодаря правилам ума:

1. Ничего не брать на веру, избегать поспешности и предубеждений. В рассуждение необходимо включать только то, что не может давать повод к сомнению.

2. Любую проблему нужно делить на такое количество частных вопросов, сколько необходимо для решения.

3. В ходе рассуждения необходимо идти от простых предметов к сложным.

4. Выводы и решение необходимо тщательно проверять и т.д.

Дуализм

         Только Бога можно назвать субстанцией в полном смысле этого слова, так как Бог существует, не нуждаясь ни в чём и ни в ком другом, но в возможно выделить телесную (res extensa) и мыслящую (res cogitans) субстанции, которые нуждаются в своём существовании только в Боге.

а) Свойство телесной субстанции (материи) – протяжённость, количество вещества и движения в мире неизменно. Бог создал мир как сложный механизм по законам механики, мир лишён сознания, цели и души.

б) Свойство мыслящей субстанции – мышление, она не имеет никаких материальных характеристик. Мышление, разум присущ только человеку. Животные лишены души, чувств, воли, они всего лишь биологические машины, которые подчинены инстинкту.

    Обе субстанции едины в Боге, в человеке они соединяются в шишковидной железе (это предположение Декарта не подтвердилось).

Три рода идей

    По Р. Декарту, человеку присущи три рода идей:

1) Идеи первого рода – это идеи, получаемые человеком от чувств.

2) Идеи второго рода – это идеи, которые образуются в разуме человека на основе идей первого рода (понятия).

3) Наиболее важны идеи третьего рода – врождённые идеи: они ясны, просты, отчётливы, они не зависят от чувств, воли.

    К врождённым идеям относятся: протяжённость, движение, существование и т.д. Высшая врождённая идея – идея Бога.

    Существуют также врождённые аксиомы, которые представляют собой связь идей: «из ничего нечто не возникает» и т.д.

    Врождённость идей не означает, что они находятся в человеческом разуме с момента рождения в готовом виде. Врождённость предполагает их проявление при определённых условиях: только познающий человек открывает истины, заключённые в природе, точнее, устанавливает соответствие истин, открытых им истинам, установленным Богом.

    Заблуждения возникают из-за воли человека: она постоянно толкает разум за границы того, что им познано. Такая активность воли, с одной стороны, позитивна, так как помогает перешагнуть границы познанного разумом, с другой стороны, порождает заблуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: