СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………….. | 4 |
Раздел I. Задания для самоподготовки | |
1.1.Экологические и гигиенические проблемы воздушной среды….. | 5 |
1.2. Экологическое и гигиеническое значение воды…………………… | 7 |
1.3. Гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с характером питания и качеством пищевых продуктов. Профилактика заболеваний……………………………………………………………….. | 9 |
1.4. Влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека. Гигиена аптечных организаций…………………………………………. | 11 |
Раздел II. Методические указания для студентов к выполнению практических занятий | |
2.1.Практическое занятие № 1 Тема: «Воздух как фактор окружающей среды. Гигиеническая оценка микроклимата закрытых помещений»…………………………. | 15 |
2.2.Практическое занятие № 2 Тема: «Расчет суточного рациона. Контроль за энергетической адекватностью»……………..................................... | 22 |
Раздел III. Тесты для подготовки к дифференцированному зачету……………………………………….. | 30 |
Список литературы………………………………………………………. | 38 |
Приложения……………………………………………………………….. | 39 |
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь по дисциплине ОП.05. Гигиена и экология человека предназначена для самостоятельной работы студентов очно-заочной формы обучения по специальности 33.02.01. Фармация.
Выполнение заданий рабочей тетради способствует расширению знаний о роли и влиянии природных, производственных, социальных факторов на здоровье населения, значении гигиены в фармацевтической деятельности. Задания направлены на вопросы воспитания гигиенической и экологической грамотности, что позволяет студентам на практике реализовывать умения ведения здорового образа жизни.
Раздел I содержит задания в виде таблиц, ситуационных задач для внеаудиторной самостоятельной работы для подготовки к практическим занятиям по дисциплине. Уровень подготовки к практическому занятию студент может оценить при выполнении заданий в тестовой форме, предложенных в разделе III.
Раздел II включает задания для 2-х практических занятий по темам курса. Студентам предложено решение ситуационных задач, работа с таблицами, выполнение схем. В помощь студенту представлен краткий теоретический материал по темам практических занятий. Возможность повысить результат обучения по дисциплине – выполнение рефератов по предложенной тематике.
В рабочую тетрадь включены элементы учебно-исследовательской работы (подготовка рефератов по темам дисциплины «Гигиена и экология человека»).
|
|
Предлагаемые задания ориентируют студентов на поиск информации в дополнительных источниках и творческий подход.
В приложениях даны примеры решения задач, требования к оформлению рефератов. При выполнении заданий студентам рекомендовано руководствоваться материалом источников указанного списка литературы.
РАЗДЕЛ I. Задания для самоподготовки
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ
Задание 1. Перечислите
1) слои биосферы: __________________________________________
2) слои атмосферы: _________________________________________
3) на теплообмен с окружающей средой влияют следующие показатели:
__________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу
Оптимальные показатели микроклимата аптечных помещений
Температура воздуха, t°C | |
Скорость движения воздуха, V м/с | |
Относительная влажность, W % |
Задание 3.Установите соответствие
Приборы, измеряющие параметры микроклимата в жилом помещении
1.Температура воздуха А) аспирационный психрометр
2. Атмосферное давление Б) анемометр
3. Скорость движения воздуха В) ртутный термометр
4. Относительная влажность воздуха Г) барометр
Задание 4. Дайте определение
Микроклимат – это _________________________________________________
Метеотропные реакции – это _________________________________________
Смог – это______________________________________________________
В гигиеническом отношении интерес представляет оптическая часть солнечного спектра, которая разделена на три диапазона:
______________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 5. Укажите биологическое действие ультрафиолетовой солнечной радиации на организм, как положительное, так и отрицательное
1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3.______________________________________________________________
4._______________________________________________________________
5._______________________________________________________________
Задание 6. Решите ситуационные задачи
1. В жилом районе обнаружена концентрация пыли 2 мг/м3 (ПДК 4 мг/м3) и концентрация двуокиси серы 15 мг/м3 (ПДК 20 мг/м3).
Оцените ситуацию, имеется ли загрязнение приземного слоя атмосферного воздуха?
Решение:
2. По результатам лабораторных исследований атмосферного воздуха на расстоянии 400 м от металлургического комбината концентрация алюминия повышает предельно допустимую в 5 раз, 800 м – 3 раза, 1000 м – 2 ПДК, 1500 м – 1, 1700 – 0,5 ПДК.
На каком расстоянии от завода Вы бы расположили школу, парикмахерскую, химический комбинат.
Решение:
Задание 7. Дополните предложения, вставив пропущенные слова
1. Чем ______ воздух, тем выше отдача тепла потоиспарением, таким образом, высокая температура переносится легче при ________ воздухе и __________ влажности.
2. Подъем и пребывание на высоте связано с воздействием на организм _________________ атмосферного давления.
Задание 10. Выполните реферативную работу. Требования к оформлению в Приложении 2.
Темы рефератов
1. Основные определения и понятия: экология, гигиена, биосфера, ноосфера, биотический, абиотический и антропогенный факторы, экологический кризис.
2. Природные и антропогенные источники загрязнения воздуха и их влияние на окружающую среду.
3. Физические свойства воздуха и их гигиеническое значение.
4. Комплексное влияние метеорологических факторов на организм человека.
5. Влияние микроклиматических условий на производство и хранение лекарственных препаратов.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ
Задание 1. Установите последовательность порядка выбора источников водоснабжения от лучшего к худшему
1. грунтовые воды ________
|
|
2. открытые водоемы ________
3. межпластовые воды ________
Задание 2. Решите ситуационные задачи
1. Анализ воды из крана показал следующее: прозрачность воды – 40 см, цветность 5°, вкус и запах 2 балла, микробное число 150, коли-индекс – 15 бактерий группы кишечной палочки. Дайте гигиеническую оценку воды.
Решение:
2. В сельском населённом пункте централизованная система водоснабжения с подземным источником – артезианской скважиной. Анализ воды из крана показал: прозрачность 30 см, цветность 35°, микробное число 300, коли-индекс 15 бактерий группы кишечной палочки. Анализ воды из самой скважины показал: прозрачность 40 см, цветность 15°, микробное число 20, коли-индекс – менее 3 бактерий группы кишечной палочки.
Оцените ситуацию и качество воды, если необходимо, внесите предложения.
Решение:
3. Вода из шахтного колодца: прозрачность 40 см, цветность 30°, запах и вкус землистые 2 балла.
Дайте гигиеническую оценку органолептических свойств воды.
Решение: