Термин «экономикс» (economics) был введен А. Маршаллом («Принципы экономической науки (экономикс)», 1890 г.) для обозначения экономики как науки взамен применявшегося в то время термина «политическая экономия», что придало ее названию большую практическую направленность. В контексте данного пособия экономикс рассматривается как совокупность экономических учений и школ, предметом исследования которых являются различные проблемы хозяйственного механизма на микро и макроуровне, процессы, происходящие в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Экономисты и поныне исследуют их последствия для физических лиц, организаций и общества в целом.
Методологически отличительной чертой данного этапа развития экономической науки явилось усиление роли математики и построение моделей экономических процессов.
Экономикс, несмотря на то, что сам термин появился позже, начался с теории маржиналистов. Наиболее яркие представители маржинализма – Карл Менгер (1840-1921), Леон Вальрас (1834-1910), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882), Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Предмет экономики они видели в исследовании поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Если экономисты классической школы ставили во главу угла экономической науки объективную трудовую стоимость, то маржиналисты считали основной экономической категорией полезность.
|
|
Полезность субъективна, но, по их мнению, именно она формирует цены, так как определяет индивидуальный, а значит, и рыночный спрос. Таким образом, маржиналистами было положено начало изучения сферы потребления. Свое название данное направление взяло от основного применявшегося метода – предельного анализа (от англ. marginal – предельный, последний). К заслугам данного учения стоит отнести то, что, начиная с них, произошел переход к точному анализу функциональных зависимостей (функции спроса, предложения, затрат, полезности и т.д.), позволивший делать гораздо более точные заключения о поведении потребителей и фирм и рыночном равновесии.
Следующий важный шаг в развитии экономической науки – неоклассическое направление (конец XIX в.), основоположником которого считают Альфреда Маршалла (1842-1924). Неоклассики являются последователями классиков и маржиналистов. У классиков неоклассики переняли приверженность принципам экономического либерализма и невмешательства государства в экономику. Они рассматривали экономику как саморегулирующийся механизм, который сам приводит к равновесию между предложением и спросом, производством и потреблением. У маржиналистов они заимствовали методы предельного анализа и теорию полезности.
|
|
Опираясь на учения указанных предшественников, представители неоклассического направления сформулировали субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство представляется ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. При этом, в отличие от предшественников, неоклассики не сделали акцент на издержках (как это делали классики) или полезности (как это делали маржиналисты), а считали цену порождением двух факторов: объективного (издержек производителя) и субъективного (оценок потребителя – полезности). Данный подход в итоге воплотился в модели рыночного равновесия, в которой цена определяется пересечением кривых спроса и предложения.
Таким образом, в рамках целостной теории неоклассики интегрировали две противоположные концепции цены: классическую объективную теорию издержек и маржиналистскую субъективную теорию полезности, создав субъективную теорию стоимости и равновесия. Неоклассики отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов: взаимодействии спроса и предложения, ценообразовании. Неоклассическое направление составляет основу современной микроэкономики.
До 1930-х годов в экономической науке главенствовали два основных направления: политическая экономия, которая пыталась постигнуть сущность экономических явлений, и неоклассика, которая имела в своем распоряжении только микроэкономический инструментарий. Великая депрессия (экономический кризис 1929-1933 гг.) выявила новые теоретические проблемы экономической науки – проблемы макроэкономического уровня. Следующие две школы – кейнсианство и монетаризм, появившиеся уже в XX веке, также можно отнести к этапу экономикса. Основная заслуга данных школ состоит в том, что с них началось использование макроэкономического анализа.
Основой для новой теории, в которой нуждалось общество, явился труд Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).
Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс (1883-1946) пришел к следующему выводу: хотя такие негативные явления как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне и присущи рынку, и рыночный механизм сам может справиться с этими явлениями, однако потери общества при этом велики, и, чтобы их минимизировать, требуется государственное вмешательство. Необходимость государственного воздействия на экономические процессы – один из основных кейнсианских постулатов. Циклическое развитие экономики (спад, оживление, подъем) Кейнс объяснил не объективными законами, а психологией людей, их стремлением по мере дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение эффективного спроса, которое приводит к замедлению темпов роста и занятости. Задача государства состоит в том, чтобы активизировать сберегаемую часть национального дохода и заставить работать (превратить в инвестиции). В качестве рычагов государственного регулирования рыночной экономики Кейнс назвал фискальную (бюджетно-налоговую) и монетарную (кредитно-денежную) политики.
Монетаристы выявили связь между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении и, считая основным инструментом государства монетарную политику, отстаивали, что вмешательство государства в экономику должно ограничиваться контролем над денежной массой. Регулируя количество денег в обращении, государство может влиять на основные экономические параметры: темпы экономического роста, безработицу, уровень цен. Направление монетаризма обычно противопоставляется кейнсианству в силу иного взгляда на проблемы государственного регулирования экономики. Однако в развитии предмета экономической науки эти школы можно поставить рядом: монетаристы, во главе с основоположником Милтоном Фридменом (1912-2006), продолжили исследование макроэкономических проблем.
|
|
Теорией, наиболее полно выразившей этап экономикса, представляется теория неоклассического синтеза. Представители данной школы – Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэльсон (1915-2009). Эта теория фактически воплотила в себе все существующие направления экономикса, явила собой синтез микро- и макроэкономического разделов. Неоклассический синтез выявил взаимосвязь и неразрывность микро- и макроэкономики; обосновал необходимость эффективного воздействия государства на рынок как единого целого при соблюдении свободы поведения производителя и потребителя; доказал, что в части государственного вмешательства в зависимости от развития экономики должны использоваться либо кейнсианские рекомендации, либо монетаристские. Во второй половине ХХ в. именно это учение является мэйнстримом в экономической науке и, как правило, составляет содержание современной экономической дисциплины.