Э.И. Тагирова, К.А. Лихачёва, Л.З. Фатхуллина

МК 15-20

УДК 338.12.017

 

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ САНАТОРИЕВ БАШКИРИИ

Э.И. Тагирова, К.А. Лихачёва, Л.З. Фатхуллина

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

г. Уфа, Россия

 

Туристический спрос населения будет переориентирован на внутренний рынок. Увеличится спрос всех слоёв населения на отдых в санаториях, поэтому санаториям важно оценить свою конкурентоспособность и повышать её за счёт использования цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровые технологии, конкурентоспособность, конкуренция, туризм, сайт, санаторий.

Цифровая экономика позволяет создавать новые бизнес-модели, направленные на эффективное взаимодействие продавцов с клиентами. Новые бизнес-модели способствуют созданию больших потоков информации, которые мгновенно обрабатываются. Такие бизнес-модели позволяют воссоздать портрет покупателей, определить их потребности, возможности. Цифровые технологии направлены на мгновенное определение и удовлетворение возникающих потребностей у потребителей.

Существуют такие сервисные бизнес-модели, как Software-as-a-Service (SaaS), которые позволяют покупателям самостоятельно выбирать товары и услуги, определять количество, бронировать и оплачивать в режиме онлайн. Такие сервисные модели сокращают затраты, связанные с выполнением некоторых важных функций: отвечать на вопросы, бронировать, принимать оплату за услуги, также они создают дополнительные удобства для покупателей, которые могут в любое время и в любом месте ознакомиться с перечнем товаров и услуг, их стоимостью и приобрести их. Такие бизнес-модели и сервисы будут эффективны не только в частных компаниях или на производственных предприятиях, но и в государственных учреждениях: в больницах, санаториях и т.д.

В последнее время активно ведется работа по внедрению цифровых технологий в сфере услуг (туристические, санаторные и т.п.). Одним из методов продвижения таких услуг с помощью цифровых технологий является цифровой маркетинг. Целью цифрового маркетинга является привлечение потенциальных клиентов и партнеров с помощью цифровых инструментов. В современной ситуации социальные услуги резко переоруются на внутренний рынок, в частности, будет расти спрос на отдых в санаториях.

О санаториях можно узнать на сайтах туристических фирм, где не так много информации, либо через собственные сайты санаториев. Сайт учреждения является одним из важнейших инструментов предложения и рекламы услуг. Из сайта можно получить информацию о перечне услуг и их стоимости, о номерном фонде и персонале, поэтому сайт является одним из важных инструментов для повышения конкурентоспособности, что будет обеспечивать санатории новыми клиентами.

Качественно разработанный и эффективно работающий веб-сайт является  первичным фактором-условием цифрового маркетинга и будет продвигать торговую марку, а так же привлекать потенциальных клиентов и партнеров, поэтому необходимо рассматривать применение цифровых технологий в сервисах санаториев.

Рассмотрим некоторые аспекты проведения исследования, обеспечивающие  применение цифровых технологий.

Целью исследования является оценка применяемости цифровых технологий в санаториях.

Задачами исследования являются:

1) выбор факторов  и создание базы конкурентов для проведения сравнительного конкурентного анализа;

2) оценить уровень и качество применения цифровых технологий в санаториях;

3) разработать рекомендации для повышения уровня и эффективности применения цифровых технологий в санаториях.

Для анализа были выбраны санатории Республики Башкортостан: Глуховская, Здоровье, Буровик, Прометей, Кумысолечебный санаторий им. С.Т. Аксакова (Белебеевский район); Шафраново (Альшеевский район); Бодрость, Тонус (Октябрьский район).

Первичная информации была получена по следующим факторам:

1. Размещение, стоимость проживания и питание.

2. Специализация санатория и виды медицинских услуг.

3. Досуг, спорт.

4. Инфраструктура.

5. Качество сайта.

Данные критерии наиболее полно отражают специфику санатория, виды предоставляемых услуг. Такие критерии важны для потенциальных клиентов, так как при покупке путёвок в санаторий клиенты обращают внимание на сайт санатория, где представлена информация о лечении, стоимости, досуге, инфраструктуре. Сайт должен позволять показывать свободные места и даты, бронировать время отдыха и размещение, делать онлайн-оплату.

Для оценки сайтов санаториев воспользуемся критериями, описанными в статье Гуриевой Л.К. «Цифровые технологии в туристическом маркетинге»[1]. Экспертная оценка факторов конкурентоспособности санаториев представлена в таблице 1. Из таблицы 1 можно получить вывод, что наиболее конкурентоспособными санаториями являются санатории «Кумысолечебный санаторий им. С.Т. Аксакова», «Бодрость» и «Тонус». Данные санатории имеют конкурентное преимущество за счёт применения цифровых технологий (удобный сайт). Для современных пользователей информационных технологий необходима цифровая визуализация, с помощью которой покупатели получают большее количество разнообразной информации.

Таблица 1 – Экспертная оценка факторов конкурентоспособности санаториев

 Факторы конкурентоспособности \Санаторий «Глуховская» «Здоровье» «Буровик» «Прометей» «Кумысолечебный санаторий им. С.Т. Аксакова» «Шафраново» «Бодрость» «Тонус»

Оценка сайтов

Высокая степень аттрактивности (восприятия) Цветовая гамма, логотип, фирменный знак 2 0 4 0 4 2 4 3
Высокая степень информативности 3 0 1 0 4 3 4 3
Информационная насыщенность Информация по средствам размещения, инфраструктуре, туристических объектах, событиях, экскурсионных маршрутах и т.д. 3 0 0 0 5 0 0 0
Доступность изложения Компоновка материалов в виде небольших блоков с подзаголовками 4 0 2 0 3 4 5 5
Эффективная система рубрик Улучшение зрительного восприятия сайта, чередование текста с иллюстрациями 2 0 2   0 3 2 5 5
Возможность быстрого возврата на главную страницу или перейти в другой раздел 5 0 0 0 5 5 5 5
Удобство пользования сайтом для медленных компьютеров Наличие возможности быстрой загрузки данных и отмены загрузки граф. файлов 0 0 0 0 0 0 0 0
Возможность самостоятельного поиска нужной информации по сайту. 0 0 0 0 5 0 0 0
Удобство пользования сайтом для иностранных посетителей 0 0 0 0 0 0 0 0
Возможность бронирования и оплаты ч/з сайт 0 0 0 0 0 0 0 0

Оценка факторов конкурентоспособности услуг

Широкий ассортимент услуг по лечению 4 4 5 3 2 2 5 5
Стоимость путевки 5 4 4 4 2 5 1 3
Новизна номерного фонда 2 2 4 2 2 2 3 3
Инфраструктура 3 4 4 4 4 5 5 3
Досуг 3 3 4 3 2 2 3 3
Питание 4 5 5 4 4 4 5 5
Итого в баллах 19/17 0/22 9/26 0/20 29/16 16/20 23/22 21/22
Итого в % 38/56,7 0/ 73,3 18/86,7 0/ 66,7 58/53,3 32/66,7 46/73,3 42/73,3

У других санаториев есть сайты, на которой мало информации неэффективный интерфейс, либо собственные сайты отсутствуют, тогда информацию покупатели получают через посредников, которые при бронировании берут комиссию.

Санатории и другие учреждения должны ориентироваться на рынок и современных покупателей, которые получают практически любую информацию через Интернет, поэтому необходимо применять цифровые технологии для обеспечения конкурентного преимущества.

 

Список использованных источников

1. Гуриева Л.К./Цифровые технологии в туристическом маркетинге/ Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе Сборник научных трудов. 2018. С. 221-225.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: