Д.Б. Эльконин (1904-1984) подчёркивал, что ребенок с момента рождения является общественным существом. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений: «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый».
В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Каждый психологический возраст характеризуется показателями:
1.Социальная ситуация развития;
2.Ведущая деятельность;
3.Основные новообразования.
Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, ведь в системе различных видов деятельности, она занимает особое место, проходя длительный путь становления. Это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития:
· в ведущей деятельности возникают новые типы деятельности (в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
|
|
· в ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
· от ведущей деятельности зависят изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей).
Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:
· кризис новорожденности;
· младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственно эмоциональное общение со взрослым;
· кризис одного года;
· ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно манипулятивная) деятельность;
· кризис трех лет;
· дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра;
· кризис семи лет;
· младший школьный возраст (8-12лет) - учебная деятельность;
· кризис 11 - 12 лет;
· подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное общение со сверстниками;
· кризис 15 лет и т.д.
Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью - учебной, - происходит кризис.
Формирование предметного действия происходит через действия - ориентировки, исполнения и контроля - наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. Так же деятельности могут быть выделены две стороны - мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно.
|
|
Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности). Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции.
Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем - операционально-технической.
Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм саморегуляции в психическом развитии.