Быстроте изменений в среде

                                                                                                   Р. Эшби

       Любая организация находится и функционирует в среде. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Фирма, перерабатывая ресурсы, производит продукцию или оказывает услуги. Товары и услуги поставляются на рынок, обеспечивая покупателей соответствующей информацией (о свойствах товара, о местах продажи, гарантии). С рынка фирма получает деньги и опять-таки информацию (об объемах и темпах продажи, данные о товарах конкурентов), т.е. в процессе свое деятельности фирма взаимодействует с поставщиками сырья, финансовыми органами (банками, налоговыми службами, страховыми компаниями), посредниками (транспортными учреждениями, торговыми агентами, рекламными агентствами, изучает общественное мнение, проводит маркетинговые исследования). Фирма работает в определенной стране. В этой стране существует определенная общая экономическая и политическая ситуация, определенный уровень научно-технических достижений, культурные и др. традиции.

       Все это и составляет среду, в которой и осуществляется функционирование фирмы. Среда воздействует на это функционирование. Для эффективного управления фирмой нужно понимать действие факторов среды, уметь не только определять влияние на организацию множества факторов, но и предвидеть это влияние. Факторы среды принято называть переменными. Эти факторы действуют как внутри организации, так и вне ее.

       Ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют другие организации, находящиеся в этой среде. Поэтому существует возможность того, что организация не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести к негативным последствиям. Задача менеджмента состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, которое позволило бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимым для достижения ее целей и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

       Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выжить и достигать поставленных целей.

Различают среду прямого воздействия и косвенного.

 Среда прямого воздействия – факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Это потребители, поставщики ресурсов, посредники, конкуренты.

 Среда косвенного воздействия – факторы, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности, и фирма их учитывает, планируя свою работу, будущее. Это состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах.

       Внешняя среда организации рассматривается как совокупность двух самостоятельных подсистем: макроокружение и непосредственное окружение.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации и    включает:

  экономическую среду - состоит из факторов, которые влияют на покупательские способности населения и характер покупок (это экономическое положение страны (региона); покупательская способность граждан; финансовое, кредитное положение страны).

       Анализ экономических факторов позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы и предполагает изучение таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, производительность труда, нормы налогообложения;

  природные факторы – это ресурсы самой природы, необходимые для деятельности организации или оказывающие на нее влияние. Изучение этих факторов направлено на то, чтобы понять перспективы их использования, степень обеспеченности национального производства основными видами сырья и топлива, влияние госорганов на интенсивность ресурсопотребления; уровень загрязнения окружающей среды в целом и по отдельным регионам;

  политико-правовую среду - включает в себя законодательные факторы, влияющие на деятельность организации. Это политические институты в стране и их развитость, состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность; последствия влияния внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на внутреннем рынке; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами;

  демографические факторы – это численность населения, его плотность, территориальное размещение, возрастная структура, рождаемость, смертность; количество браков и разводов; этническая и религиозная структура населения (определяет будущий спрос);

  технологический фактор – позволяет своевременно определить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой;

  социокультурные факторы – это уровень культурного развития; формы культур; особенности культурных и нравственных ценностей групп потребителей.

           

Непосредственное окружение (микросреда) – факторы прямого воздействия – оказывают прямое влияние на способность организации обслуживать клиентов:

  покупатели (потребители) –  фактор наиболее подвижный. Анализ направлен на то, чтобы знать – кто покупает продукт, реализуемый фирмой. В условиях насыщенного рынка вкусы и запросы потребителей стремительно меняются. Фирма должна хорошо знать своих потребителей, анализировать причины, вызывающие те или иные изменения их поведения (изменения в доходах, семейном положении, численности). Изучение этого фактора позволяет организации выяснить, какой продукт в наибольшей степени соответствует спросу, на какой объем продаж рассчитывать. Сегодня важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями;

  поставщики – все виды ресурсов организация получает через поставщиков. Это организации и частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые для производства товара или для оказания услуг (сырье, полуфабрикаты, энергетические, информационные ресурсы, техника, технологии, персонал). Работа поставщиков, выполнение ими своих обязательств оказывает прямое воздействие на ритмичность производственного процесса, объем выпуска продукции, его качество и прибыль. При изучении поставщиков необходимо учитывать: стоимость поставляемого товара, сырья, гарантию качества поставляемого товара, временной график поставки товара, обязательность выполнения условий поставки товара;

  посредники - наиболее важными посредниками являются:

* транспортные – служат для того, чтобы доставлять покупателям произведенный товар;

* маркетинговые – помогают организации определить целевой рынок, рекламировать, продвигать на рынок товар или услуги покупателю;

* финансовые организации – банки, кредитные и страховые компании, прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые организациями и уменьшающие риски, с которыми сопряжена работа;

  конкуренты – с кем фирме приходиться конкурировать за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды. Необходимо знать сильные и слабые стороны, чтобы на основе этого строить свою стратегию.

       Рыночная теория гласит: для того чтобы преуспеть в бизнесе, организация должна удовлетворять не только изменяющиеся потребности клиентов, но и приспосабливаться к стратегиям ее конкурентов.

 

2 Характеристика внешней среды:

       Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью и взаимосвязанностью факторов.

  Взаимосвязанность факторов внешней среды – изменение одного фактора приводит к изменению (или воздействует) на другие. Например: снижение поставок нефти в силу политической обстановки, оказывает сильное воздействие на общее состояние экономики. Это ведет к росту цен на продукты нефтепереработки и следовательно, повышению цен на потребительские товары.

Сложность внешней среды – определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать (государственные постановления, конкуренты, технологические изменения). В более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.

  Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. С развитием рыночной экономики подвижность нарастает. Есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Быстрые изменения происходят электронике, фармацевтике, химической промышленности, в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, в сфере телекоммуникаций (средств связи). В этих отраслях за счет частых научных открытий происходит обновление технологий, возникают новые фирмы, выпускающие новейшие виды товаров, что обостряет конкурентную борьбу. Менее заметные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары. Во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкиваются с высокой подвижностью среды. Поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения.

Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.

Неопределенность внешней среды – является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора внешней среды. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, то среда становится более неопределенной, а чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные управленческие решения.

Таким образом, неопределенность внешней среды зависит от качества информации, и ее достоверности.

 Принятие решений усложняется с ростом неопределенности.

 

Вопросы для закрепления:

1. Каково различие между средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия?

2. Определите характеристика внешней среды.

3. Может ли организация быть совершенно уверенна в том, что она учла все параметры изменения ОС и от чего это зависит?

4. Какие, по вашему мнению, внешние факторы будут благоприятствовать привлечению фирм на российский рынок?

Логическое упражнение  № 1

  Напримере конкретного предприятия ответьте на вопросы:

  1. Какова миссия и цели предприятия?
  2. Назовите факторы внешней среды, являющиеся угрозой для предприятия.
  3. Факторы внешней среды, предоставляющие возможности для предприятия.
  4. Внутренние факторы, которые способствуют достижению цели и которые мешают ее достижению.

 

Перед ответом на вопросы дайте краткую характеристику предприятия.

Логическое упражнение № 2

Определите окружающую среду прямого и косвенного воздействия для фирмы, занимающейся ремонтом легковых автомобилей.

 

                                                                                                                             Лекция 8 Тема «Внутренняя среда организации»
  1. Элементы внутренней среды.
 


Внутренняя среда организацииявляется источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенный промежуток времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если не обеспечивает необходимого функционирования организации.

       При переходе к рыночной экономике должно происходить изменение внутренней среды организации, адаптации ее к рынку.

       Составляющие внутренней среды: цели, задачи, технология, структура;  организационная культура, кадры.

I



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: