Характеристика уровня развития коллектива

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КЛАССА

 

1 часть характеристик и (констатирующая) включает в себя несколько разделов: общие сведения о коллективе группы, психологическая структура группы, характеристика лидеров, характеристика взглядов, интересов, убеждений школьников, характеристика уровня развития группы как коллектива.

Общие сведения о группе

- 2-Б;

- 9 человек;

- Состав изменился во втором учебном году их деятельности. С первой смены перевелось трое во вторую смену, то есть в этот класс;

- 12-14 лет.8 девочек и 1 мальчик;

- Трудностей в учёбе нет ни у кого.

2. Психологическая структура группы отражает, прежде всего, взаимоотношения между его членами. В этом разделе даются характеристики:

- официальный актив группы; Официальным активом группы является Ангелина, так как её сделали старостой группы. Это формальный лидер, который вызвался быть старостой.

- Неофициальный лидер среди класса, по моему мнению, является Александра. Эта девочка не сильно болтливая, но является зачинщиком многих бесед. Подключаются многие из группы, за исключением пассивной части группы.На образовательный процесс этот лидер оказывает отрицательное воздействие, так как она подстрекает людей беседовать на отвлечённые темы.;

- Группа не очень сплоченная, объединяются и ведут активный образ жизни только люди из одной касты.Формальный и неформальный лидеры не конфликтуют, наоборот, Ангелина прислушивается к советам Александры, из за чего в дальнейшем начинается болтовня,ибо Ангелина очень болтливая. Остальные группировки более тихие, менее сплочённые,не участвующие в спорах и дискуссиях главной, активной касты. В общем счёте,взаимоотношения у них спокойные и нейтральные;

- пассивной части группы; Самый выдающийся пассивный человек- Радислав(относится к группировке активных детей, потому что любит обсудить вредные темы)К самой учёбе относится плохо и безответственно, но успевает всё делать вовремя. Все остальные пассивны только в плане разговорном.

- Ангелина, Радислав, Александра. Все остальные также разбиты по три человека, каждая группировка держится в основном сама по себе.

 

3.        

Характеристика взглядов, интересов, убеждений школьников.

- наличие общих интересов; Активная группировка всегда обсуждала школу, уроки. Девочки любили обсуждать мультики и разного рода сериалы. Радислав любил остро пошутить, из за чего получал ответную реакцию.В общем, любовь обсудить что-нибудь и перешучиваться объединяла активную касту людей. среди остальных общих интересов не обнаружено.

- преобладающие мотивы совместной деятельности; Люди садятся и работают вместе только из за того, что им необходимо обмениваться художественными принадлежностями.

- наличие сформировавшихся взглядов и убеждений; Они считают,что художественная школа менее важна, нежели обычная, потому ученики приходят постепенно, не в срок. В остальном их мировоззрение  и приоритеты не сформировались.

- наличие общественного мнения; Придерживаются гуманности,при просьбе одолжить ту или иную вещь, отзываются.

- наличие сформированных профессиональных интересов: Как такового сформированного профессионального интереса нет, так как они начинают свой путь в мир изобразительного искусства.

Характеристика уровня развития коллектива.

- роль преподавателей, актива и отдельных членов группы в организации учебных, общественных мероприятий; Преподаватель активно вмешивается в работу учеников, поправляет их, показывает множество приёмов,является авторитетом в группе, это выяснилось тогда, когда ученица при мне соблюдала рекомендации учителя. Роль актива в образовательном процессе мала, так как Ангелина сама не может остановить вредные для учёбы разговоры, её ораторские навыки получается использовать только в отрицательном ключе, однако все проблемы не касающиеся образовательного процесса она озвучивает так, что её слушают и поддерживают. Например: Дети внимательно слушали о том, кто дежурный, однако не слушали её пол часа назад, когда на уроке она просила всех замолчать,так как она лишь пешка в руках настоящего лидера.

- сплоченность коллектива (наличие или отсутствие противоборствующих группировок, наличие традиций и общественного мнения);Класс не совсем сплочённый, так как существует три группировки, однако они не конфликтуют. Кроме того выделяется главная (активная группировка) которая делает класс немного цельным за счёт выделения своей яркостью.

- интеллектуальное единство группы Обдуманные решения умели принимать не все ученики,кому то нужна помощь педагога,а кому то нет, однако дети действовали синхронно и двигались на одной скорости, на замечания реагировали адекватно, без проблем абсолютно все шли на контакт.

- эмоциональное единство группы;В целом группа спокойная, задачи решаются без паники. Друг к другу все относятся нейтрально, никакого негатива никто не вызывает. Новых людей также принимают спокойно, так как в подобном возрасте пик желания заводить новые знакомства. Отражение успеха, даже у самых молчаливых проявляется в мельчайших мимических знаках(лёгкая улыбка, прищуренный взгляд сверху вниз).С коллективами других групп дела тоже обстоят нейтрально.

- волевое единство группы;Единство группы при решении общих задач присутствует. Все слушают задачи. Несмотря на то, что все работают с разной скоростью из-за причин, названных выше, всем удаётся вовремя всё сделать.

Вывод: Группа сильная, уравновешенная. Уровень единства на переходной стадии, то есть средний. Развитие сплочённости группы – среднее.

П часть характеристики посвящена практическим рекомендациям по использованию полученной информации. Здесь необходимо отметить:

- какие психологические умения учебной группы можно использовать в деятельности преподавателей по организации учебной, трудовой и общественной его жизни; Можно управлять группой с помощью их прекрасной для преподавателя любви поболтать о чём-нибудь интересном. С помощью лидеров есть возможность манипулировать группой.

- как наиболее эффективно использовать лидеров в учебном и воспитательном процессе; Лидера важно вдохновить на изучение истории искусств, тем самым способствуя развитию бесед, касательно искусства,это должно поднять культурный интерес и образованность группы.В результате увлечения историей искусств возрастёт и профессиональный интерес к изобразительному искусству в целом.

- какие коррективы, и какими способами их можно внести в процесс развития личности школьников данной группы; Самое главное по моему мнению- подстрекательство. Ученики уже умеют развивать беседы на интересные им темы, но если заинтересовать главарей(как официальных, так и неофициальных),то процесс познания разрастётся с большей скоростью, но этот процесс всё равно требует времени. У людей начнёт развиваться чувство вкуса, чем раньше оно будет развиваться, тем лучше для ученика.

- как организовать дальнейшее развитие учебных и профессиональных интересов школьников;

- Важно вести регулярную пропаганду знаний,приёмов, мировоззрения, живописного вкуса. Делается это с помощью бесед и убедительных доводов и объяснений. Также авторитет учителя не должен падать на фоне неофициального лидера, так как именно он с помощью контакта с лидерами развивает основную массу группы. Преподаватель на уроке должен полностью контролировать ход мысли активов класса, при этом процесс должен идти ненавязчиво, иначе дети будут сопротивляться и группа сплотится уже против мировоззрения учителя, начнётся потеря контроля, что тоже будет значить то, что интерес навыков и интересов возрос.

- как содействовать формированию и развитию общественного мнения, убеждений, мировоззрения в группе; важно провоцировать людей на полезные дискуссии. Если благодаря лидерам интерес к искусству возрастёт сильно, то и споры будут сильнее, к ним будет подключаться всё больше и больше людей, ведь все пришли целенаправленно в это заведение. В спорах рождается истина, это значит, что из за споров об искусстве постепенно сформируется общее мнение о нём и о его исполнении. Так же можно сделать лидера из способного ученика самому преподавателю,продвигая его, из за чего его авторитет и уверенность в себе возрастёт и на него начнут обращать внимание даже без беседы с ним.

- каковы перспективы развития группы как коллектива и в чем заключается роль преподавателя при управлении этим процессом, каковы конкретные пути и средства управления. Группа может развиться быстро и стремительно, если преподаватель будет регулярно контролировать и пропагандировать определённые вещи, перечисленные выше. Управление преподавателя класса происходит с помощью двух лидеров группы.

С этой группой, мной были проанализированы принципы построения этапов,(со всеми членами группы), в процессе определённого промежутка времени у них бы появлялось больше вопросов, касаемых основных законов и приёмов. Как и любой другой филосовский вопрос, закон, например тепло-холодности был бы мучительной но неизбежной пыткой, которая в дальнейшем должна перерасти в то удовольствие, которое испытывают зрелые художники сидя за работой или просто сидят и думают о светотени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: