Причины нарушения слуха

Нарушения слуха могут быть врожденными (25%) и приобретенными (75%).

Врожденные:

Причины:

- нарушение внутриутробного развития слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии);

- воздействие на развивающийся плод различных вредных факторов (вирусные инфекции - корь, краснуха, грипп, вирус герпеса; внутриутробные интоксикации химическими или лекарственными веществами);

- травма плода в период беременности и при родах;

- алкоголизм матери, перенесение желтухи и неврологических расстройств;

- к группе риска относятся дети, имеющие родителей или родственников с врожденными нарушениями слуха (10%).

Приобретенные:

Встречаются чаще, чем врожденные.

Причины:

- инфекционные заболевания, перенесенные в грудном и раннем детском возрасте – менингит, корь, скарлатина, паротит, пневмония;

- воспалительные процессы (отит – воспаление среднего уха);

- кровоизлияния, опухоли, энцефалиты – поражается центральный отдел слухового анализатора;

- заболевания носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды), которые вызывают непроходимость органов среднего уха и евстахиевой трубы;

- неадекватное применение антибиотиков;

- длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (аудиоплейеры).

Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно остатки слуха, позволяют воспринимать отдельные, очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки), но разборчивое восприятие речи обычной громкости невозможно.

 

Классификация детей с нарушением слуха

Глухие дети – это дети с тотальным (полным) выпадением слуха.

Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного овладения речью.

Глухие и слабослышащие различаются друг от друга по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения.

Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими.

Отдельную группу составляют позднооглохшие. Эти дети к моменту наступления нарушения слуха уже обладали сформировавшейся речью. У позднооглохших может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи (после возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться).

У ранооглохших детей резко ограничена возможность овладения словесной речью, что приводит к глухонемоте, т.к. ребенок не может разборчиво воспринимать чужую и собственную речь, подражать окружающим. Немота есть следствие глухоты.

Как правило, у глухих детей нет органических поражений речевого аппарата, отсутствие речи является вторичным нарушением.

 

Особенности психофизического развития глухих и слабослышащих детей

У глухих и слабослышащих детей встречаются следующие сопутствующие отклонения:

- дисгармоничное физическое развитие в 62% случаев;

- в 43% случаев – дефекты ОДА (сколиоз, плоскостопие);

- в 80% случаев – задержка моторного развития;

- у 70% глухих детей сопутствующие заболевания;

- снижение уровня развития основных физических качеств: от 12 до 20% - отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп, скоростно-силовых качествах;

- трудности сохранения статического и динамического равновесия;

- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;

- низкий уровень ориентировки в пространстве;

- замедленная скорость выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности;

- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений;

- специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания;

- замедленность и снижение восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: