Нарушения слуха могут быть врожденными (25%) и приобретенными (75%).
Врожденные:
Причины:
- нарушение внутриутробного развития слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии);
- воздействие на развивающийся плод различных вредных факторов (вирусные инфекции - корь, краснуха, грипп, вирус герпеса; внутриутробные интоксикации химическими или лекарственными веществами);
- травма плода в период беременности и при родах;
- алкоголизм матери, перенесение желтухи и неврологических расстройств;
- к группе риска относятся дети, имеющие родителей или родственников с врожденными нарушениями слуха (10%).
Приобретенные:
Встречаются чаще, чем врожденные.
Причины:
- инфекционные заболевания, перенесенные в грудном и раннем детском возрасте – менингит, корь, скарлатина, паротит, пневмония;
|
|
- воспалительные процессы (отит – воспаление среднего уха);
- кровоизлияния, опухоли, энцефалиты – поражается центральный отдел слухового анализатора;
- заболевания носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды), которые вызывают непроходимость органов среднего уха и евстахиевой трубы;
- неадекватное применение антибиотиков;
- длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (аудиоплейеры).
Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно остатки слуха, позволяют воспринимать отдельные, очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки), но разборчивое восприятие речи обычной громкости невозможно.
Классификация детей с нарушением слуха
Глухие дети – это дети с тотальным (полным) выпадением слуха.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного овладения речью.
Глухие и слабослышащие различаются друг от друга по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения.
Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими.
Отдельную группу составляют позднооглохшие. Эти дети к моменту наступления нарушения слуха уже обладали сформировавшейся речью. У позднооглохших может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи (после возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться).
|
|
У ранооглохших детей резко ограничена возможность овладения словесной речью, что приводит к глухонемоте, т.к. ребенок не может разборчиво воспринимать чужую и собственную речь, подражать окружающим. Немота есть следствие глухоты.
Как правило, у глухих детей нет органических поражений речевого аппарата, отсутствие речи является вторичным нарушением.
Особенности психофизического развития глухих и слабослышащих детей
У глухих и слабослышащих детей встречаются следующие сопутствующие отклонения:
- дисгармоничное физическое развитие в 62% случаев;
- в 43% случаев – дефекты ОДА (сколиоз, плоскостопие);
- в 80% случаев – задержка моторного развития;
- у 70% глухих детей сопутствующие заболевания;
- снижение уровня развития основных физических качеств: от 12 до 20% - отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп, скоростно-силовых качествах;
- трудности сохранения статического и динамического равновесия;
- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;
- низкий уровень ориентировки в пространстве;
- замедленная скорость выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности;
- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений;
- специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания;
- замедленность и снижение восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом.