Методические рекомендации

- При разучивании и начальной тренировке лучше всего использовать небольшие набивные мячи, легко помещающиеся в руке (при среднем росте – чуть меньше теннисных). Такие мячи легко сделать из старых носков, насыпав в них мелкий горох или крупу, а затем зашив.

- Перед занятием мы рекомендуем Вам сделать небольшую разминку, в частности размять кисти и пальцы рук.

- Каждое упражнение следует выполнять с максимальной концентрацией внимания, добиваясь легкого, уверенного, ритмичного выполнения. Почувствовав усталость, сделайте небольшую паузу. Помните о правиле «лучше несколько раз по чуть-чуть, чем один раз помногу». И остерегайтесь больших перерывов в занятиях - неустойчивый навык держится максимум 36 часов.

- При жонглировании одной рукой в стадии разучивания начинать следует всегда с «удобной» руки, в стадии тренировки – то с «удобной», то с «неудобной». Все упражнения неудобной рукой рекомендуется выполнять в увеличенном объеме (в 1,5 – 2 раза больше, чем удобной). После начального освоения все упражнения выполняйте с различной амплитудой и в разном темпе.

- В начале занятия в качестве специальной разминки и для совершенствования техники рекомендуем выполнить одно-два базовых упражнения (можно в усложненном варианте) А перед основными упражнениями (теми, которые находится «в работе») и одно-два подводящих.

- «В работе» рекомендуется иметь два упражнения: одно находится в стадии разучивания или начальной тренировки, а одно – в стадии «шлифовки». В процессе шлифовки можно использовать вариативный подход, а также усложнять условия выполнения упражнений. Например, можно жонглировать разными по весу, размеру и форме предметами, делать это под музыку, в движении и т.д.

- Критерием полного освоения является безошибочное (ни разу не уронив мяч и ни разу не сойдя с места) выполнение упражнения в течение 1 минуты.

Подготовительные упражнения

Подготовительные упражнения с одним предметом:

- Взять в руку мяч. Вертикально подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

- Подбрасывать и ловить мяч другой рукой.

- Перебрасывать мяч из одной руки в другую.

- Подготовительные упражнения с двумя предметами.

- Взять в каждую руку по мячу. Вертикально подбрасывать и ловить мяч то одной рукой, то другой.

- Подбросить мяч одной рукой, в момент непосредственно перед тем, как его поймать, подбросить мяч другой рукой. Чередовать броски, добиваясь ритмичного «противофазного» движения мячей. Отличие от предыдущего упражнения в том, что отсутствует фаза, когда оба мяча находятся в руках.

- Подбрасывать мячи одновременно.

Во всех подготовительных упражнениях необходимо добиваться управляемой точности броска. Для этого можно использовать внешние маркеры. Например, для отработки высокого броска: стоя в комнате, подбрасывать мяч почти до потолка. Для отработки среднего броска: стоя в дверном проеме, подбрасывать мяч почти до касания притолоки. кратко обозначающие конкретные понятия, специфичные для определенной области науки, техники, искусства.

 

Жонглирование двумя предметами

Основное упражнение №1

Взяв два мяча в одну руку, подбрасывать и ловить то один мяч, то другой. Чтобы мячи не сталкивались, мячи бросать по дуге вверх-наружу.

Подводящие упражнения:

1.Взять два мяча в одну руку. Вертикально подбрасывать и ловить то один мяч, то другой. Чтобы мячи не сталкивались, руку сразу после броска следует отвести слегка в сторону.

2.То же другой рукой.

3.Подбрасывать один мяч вверх-наружу, поймав его, продолжить движение вниз-внутрь. Добиться округлой траектории движения как кисти, так и мяча.

4.То же другой рукой.

Для совершенствования точности броска в упражнениях 3 и 4 можно использовать следующий прием: Встав перед торцом полуоткрытой двери, сместиться чуть в сторону и перебрасывать мяч через дверь (подбрасывать с одной стороны двери, а ловить – с другой).

 

Жонглирование тремя предметами

Основное упражнение №2

Взять два мяча в одну руку (в удобную), а один – в другую. Бросить удобной рукой один из двух мячей по диагонали вверх-внутрь. Пока он летит, бросить мяч из неудобной руки таким же образом, после чего сразу же поймать первый мяч. Повторять последнюю операцию то одной, то другой рукой.

Подводящие упражнения

1.Взять в каждую руку по мячу. Бросить удобной рукой мяч по диагонали вверх-внутрь. Пока он летит, бросить мяч из неудобной руки таким же образом, после чего поймать первый мяч, затем - второй. Повторять весь цикл, начиная все время с одной руки.

2.То же, начиная с другой руки.

3.То же, начиная то с правой, то с левой.

 

Жонглирование четырьмя предметами

Основное упражнение №3

Выполнять основное упражнение № 1 одновременно двумя руками. Правая и левая рука двигаются синхронно.

Подводящие упражнения

1.Аналогично 6-му подготовительному упражнению, но подбрасывать оба мяча вверх-наружу по округлым траекториям.

2.В одной руке один мяч, в другой – два. Комбинация 1-го основного упражнения и 3-го подготовительного. Подбрасывать и ловить то один, то два мяча. Два мяча подбрасывать и ловить одновременно.

3.То же, поменяв руки.

 

Основное упражнение №4

Аналогично основному упражнению № 3, только правая и левая рука двигаются в противофазе.

Подводящие упражнения

1.Аналогично 4-му подготовительному упражнению, но подбрасывать оба мяча вверх-наружу по округлым траекториям.

2.Аналогично 5-му подготовительному упражнению, но подбрасывать оба мяча вверх-наружу по округлым траекториям.

3.Аналогично 9-му подводящему упражнению, но правая и левая рука двигаются в противофазе.

4.То же, поменяв руки.



Антиподисты

(греч.anti-против и podos-нога), искусство жонглирования ногами. Артистов демонстрирующих его называют антиподистами.

Искусство антиподистов известно с древнейших времен. На греческой вазе (400 л. до н.э.) изображено выступление артистки, которая в стойке на руках жонглирует бубном. Искусство антипода было известно индейцам Мексики еще до завоевания Мексики испанцами. Постелив на землю коврик, мексиканские антиподисты ложились на них и ногами бросали, ловили, вращали деревянные бруски цилиндрической формы и большие деревянные шары. Европейцы познакомились с искусством антипода в начале 16 века. Немецкий путешественник Х.Вайдитц в 1529 г. видел в Испании выступление артистов из Мексики и сделал зарисовки их работы (рисунки хранятся в национальном музее в Нюрнберге).

Другим источником искусства антипода были средневековые страны востока, Китай и Япония. В частности Японские антиподисты использовали в работе для жонглирования ногами большие бочонки, легкие зонтики, тяжелые фарфоровые вазы и другие предметы хозяйственно-бытового назначения. Специфической особенностью репертуара японских артистов являлось стремление объединить жонглирование ногами с эквилибристическими трюками.

Японцы изобрели трынку (подушку) - специальный пьедестал, обеспечивающий оптимальное положение тела для жонглирования ногами.

Современные антиподисты выступают на трынках, которые применяются и в икарийских играх, что позволяет создавать в номерах уникальный симбиоз жонглирования, эквилибра и акробатики. Статичное положение артиста на трынке, его "привязанность" к месту сильно усложняет само жонглирование.

Наиболее распространенный реквизит антиподиста - сигара (длинный, полый цилиндр из фанеры, обклеенный тканью), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонки, восьмигранники, кубики и т.д.

Предметы подбрасывают резким выпрямлением согнутых в коленях ног, а ловят их на ступни "легких" ног, пассируя приход предметов сгибанием в коленных суставах и соответствующими движениями в подъемах. В работе антиподиста движения ног в подъемах имеют большое значение. Они способствуют толчку и мягкой пассировке, так же точному посылу предмета при броске, поэтому отработке этих движений уделяется значительное место в тренировке антиподиста.

Вращение предмета осуществляется в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. При вертикальном вращении предмета артист не только дает ему толчок, но и подкручивает предмет ногами, а при вращении в горизонтальной плоскости раскручивает предмет за счет частой и ритмичной перестановки ступней на пассированных ногах. Количество предметов, которыми жонглирует антиподист, ограничено, а сами предметы должны иметь определенную форму, размер, вес и быть хорошо отцентрованными для большей устойчивости при балансировании и крутке.

Групповые номера антиподистов включают в себя перебрасывание реквизита со ступней одного партнера на ступни другого, а так же очень эффектной синхронной работай двух и более партнеров.

Художественные традиции японских антиподистов наиболие сильное влияние оказали на русских артистов, которые заимствовали у них трюки, реквизит и костюмы. Некоторые из них (напр. И.Легалов, псевдо. Лерри) рекламировали себя "придворными японскими антиподистами".

В конце 19 века широкое распространение получил "салонный" стиль. Антиподисты выходили на манеж в смокингах, фраках, вечерних платьях и лежа на трынках, жонглировали дорогой мебелью и предметами салонов и холлов, которыми обставляли манеж, как бы превращая его в комнату. Антиподисты подбрасывали и вращали стулья, столы, большую бутафорскую карту, кровати, ширму, чемоданы, тумбочки, торшеры и т.д.

Но увлечение салонным стилем было не продолжительным, и хотя с крупными предметами антиподисту работать легче, чем с мелкими, этот реквизит, надоев и зрителям и исполнителям, постепенно исчез с манежа. Новые предметы реквизита, такие как шары, шести, восьмигранники, барабаны и т.д., позволяют артисту демонстрировать технически более сложную трюковую часть номера, расширяя творческие возможности, позволяя стилизовать, сделать целостным, законченным действием.

Для разнообразия номера, некоторые антиподисты, жонглируют не только ногами, но и руками. Например, В.Усачева жонглировала пятью мячами, одновременно делая шаги двумя сигарами, а так же делала шаги четырьмя сигарами (две ногами, две руками) одновременно. Среди известных советских артистов - Салим (С. В. Карякин) в 1920-1930 годах он демонстрировал сложную трюковую работу, в том числе различные комбинации с тремя мячами.

Наиболее характерным для антиподистов всегда было сольное выступление. В 40-х гг. эту традицию нарушили артисты Микитюк, которые стали выступать группой на двух и на трех подушках одновременно. Сольные трюки в их номере чередуются с перекидкой предметов друг другу.

Для выступления антиподистов характерен быстрый темп выполнения трюков.

Некоторые элементы антипода иногда сочетаются с эквилибристикой. Например, стоя на голове, эквилибрист вращает ногами двухметровое древко. Более сложные трюки исполнялись Виолеттой Кисс. В стойке на одной руке па голове партнера (А. Кисс) она другой рукой крутила кольцо и одновременно вращала ногами древко. Другой трюк: стоя на голове партнера на руках (узкоручка), В. Кисс балансировала, подбрасывала и вращала ногами небольшой бочонок. Необходимо подчеркнуть, что такие трюки, когда артист не видит предметы, с которыми оперирует, наиболее сложны в антиподе.

Совершенствование жанра жонглирования в советском цирке идет в основном по линии повышения исполнительской техники, увеличения количества бросаемых одновременно предметов и усложнения трюков. Различные средства выразительности, которыми располагает этот жанр, используются пока недостаточно. В наших программах редко встречается комическое жонглирование, которое могло бы разнообразить и сольные и групповые номера, выступление жонглеров на лошади, на проволоке и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: