Практическое занятие № 3

Тема: «Технологии социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» (4 часа)

Цель: выработать у обучающихся навыки самостоятельной работы с научной литературой,углубить и систематизировать знания студентов о технологиях социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ. 

План

  1. Инклюзивное образование как технология социальной работы.
  2. Социальная диагностика.
  3. Социальная реабилитация.
  4. Социальная адаптация.
  5. Социальная терапия.

Практическое задание: разработать и провести элементы куклотерапии:

1. Индивидуальная работа

На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу.

Склейте бумагу в виде цилиндра.

При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары.

2. Этап вербализации и кукольной театрализации (драматизации)

Наденьте получившуюся куколку на палец.

Придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно

словами: «Жила-была кукла, похожая на меня...».

Начало рассказа словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик), похожий на меня...» усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния.

Далее все участники занятия по кругу рассказывают свои истории.

3. Заключительный этан. Рефлексивный анализ

Занятие завершается обсуждением происходящего. «Куклам» можно задавать вопросы.

Дарить их друг другу. Если хочется — сделать дом или целый город, в котором они будут

жить до следующей игры. Все зависит от настроения и выдумки участников. Главное,

серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле. Ведь это персонифицированный

образ автора.

Темы практического занятия могут выбираться произвольно или в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции. Например: «Когда я был маленьким...»,

«Когда я стану взрослым...», «Мне приснился сон...». «Однажды в детском саду...», "Моя

кукла очень боялась...», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали

замечания…».

Литература:

1.Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 237 с.

http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=278894

Практическое занятие № 4

Тема: «Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями как научная проблема» (4 часа).

Цель: выработать у обучающихся навыки самостоятельной работы с научной литературой,углубить и систематизировать знания студентов о технологии инклюзивного сопровождения детей с ОВЗ. 

План

  1. Понятия инклюзивного и интегрированного образования.
  2. Модели организации интегрированного обучения (комбинированная интеграция, частичная интеграция, временная интеграция, полная интеграция).
  3. Технологии коррекционно-педагогической работы в условиях интегрированного обучения.
  4. Организация психолого-медико-педагогическое сопровождения детей и подростов с нарушениями в развитии в условиях интегрированного обучения.
  5. Функции ПМПк-консилиума в организации интегрированного обучения

Практическое задание: «В класс общеобразовательной школы приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить социальный педагог в данном конфликте? Разработать план мероприятий».

Литература:

1.Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 237 с.

http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=278894

Практическое занятие № 5

Тема: «Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» (4 часов)

Цель: выработать у обучающихся навыки самостоятельной работы с научной литературой,углубить и систематизировать знания студентов об особенностях социально-педагогической работы с семьей, имеющей детей с ОВЗ. 

План

1.Особые потребности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

2.Социально-бытовое направление работы.

3.Социальный патронаж.

4.Социально-психологическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Практическое задание:

1. Составить общую характеристику семей с детьми с ОВЗ.

2. Составьте план работы с семьей одной из категорий инвалидов.

 

Литература:

1.Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 237 с.

http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=278894

Практическое занятие № 6

Тема: «Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями» (6/6 часов)

Цель: выработать у обучающихся навыки самостоятельной работы с научной литературой,углубить и систематизировать знания студентов об особенностях технологий социальной реабилитации детей с ОВЗ. 

План

  1. Социально-бытовая адаптация.
  2. Социально-средовая ориентация.
  3. Социокультурная реабилитация.
  4. Социально-педагогическая реабилитация.
  5. Социально-психологическая реабилитация.
  6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Практическое задание: проанализируйте социальный блок индивидуальной программы реабилитации. Требует ли он изменений?

Литература:

1.Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 237 с.

http://biblioclub.ru/index.php?pag e=book&id=278894

Задания для самостоятельной работы по дисциплине:

Тема 1. «Теоретические основы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»
1. Подготовить сообщения по вопросам раздела.

2. Составить глоссарий по данному разделу.

3. Определите влияние институтов социализации на развитие личности ребенка. Сравните их.

4. Найти документы, обеспечивающие помощь и поддержку детям и подросткам группы риска. Проанализировать их. Отразить их структуру.

Тема 3-4 «Социально-психологические особенности детей с ОВЗ как объектов и субъектов социально-педагогического сопровождения»

1. Составить определения понятий «психотерапия», «психологическое

консультирование», «психологический тренинг». Сравнить предложенные

определения с теми, которые даются в основных учебниках по теме.

2. Заполнить таблицу:

№№ п/п № Вид социально-педагогической помощи   Субъект и объект коррекционного воздействия   Сущность воздействия  
       
       

 

3. Определить место социально-педагогической коррекции в системе видов

педагогической помощи. Обосновать важность ее применения.

Тема 8-9: «Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями как научная проблема»

  1. Подготовить сообщение с презентацией по вопросу «Виды коррекционных программ».
  2. Разработать памятку по составлению программ социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
  3. Составить тезисные рекомендации по составлению программы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
  4. Подготовить теоретическое обоснование программы социально- педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
  5. Разработать и защитить проект программы социально- педагогического сопровождения детей с ОВЗ (возраст детей и корректируемая социально-педагогическая характеристика, свойство, качество – по индивидуальному выбору студента).

Тема 8-9: «Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями как научная проблема»

Подготовить доклад с презентацией на тему:

1. Цель и задачи инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

2. Многообразие подходов к интерпретации понятия «Инклюзивное образование».

3. Международные правовые документы, составляющие нормативно-правовые основы инклюзивного образования.

4. Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ.

5. Разграничение понятий «интегрированное образование лиц с ОВЗ» и «инклюзивное образование лиц с ОВЗ».

6. Принципы и методика подготовки учителя к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями.

7. Модели образовательной интеграции детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

8. Модели образовательной интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

9. Этапы становления системы специального образования в России.

10. Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

11. Экспериментальные модели инклюзивного образования.

12. Сущность, функции и структура инклюзивного процесса обучения.

13. Коррекционно-развивающие технологии в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения.

14. Условия, обеспечивающие специальные образовательные потребности детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

15. Диагностико-консультативная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

 

Тема 10-12: «Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовить доклад с презентацией на тему:

1. Интегративный подход к проблеме становления и развития человека в истории отечественной психологии и педагогике.

2. Международный опыт построения служб и систем комплексного сопровождения развития ребенка.

3. Службы сопровождения в специальном образовании.

4. Помощь учащимся, имеющим нарушения в развитии.

5. Помощь персоналу школ.

6. Помощь родителям детей с нарушением в развитии.

7. Уровни сопровождения: системный и индивидуальный.

8. Службы системного сопровождения.

9. Инновации в системе специального (дефектологического) образования в России и за рубежом.

10. Проектирование содержания дополнительного образования лиц с ОВЗ.

11. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и профессиональной карьеры лиц с ОВЗ.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дополнительной профессиональной программы - программы повышения квалификации Нормативные документы:

1. Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 "Требования к организации образова- тельного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об ор- ганизации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреж- дений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями, http://base.garant.ru/70582748/

4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов от 20.12.1993 г. // Конвенции и соглашения: сайт Организации Объединенных наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml

5. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01 июня 2012 г. № 761, http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d3f27d00fa8152b3f1.pdf

6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

7. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профес- сиональном образовании" // Гарант: информационный правовой портал. URL: http://base.garant.ru/135916/

8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», http://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html

9. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Рос- сийской Федерации».

10. Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении измене- ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: