Условия успешного использования КТД

Тема 11. «Методика организации КТД»

Понятие «Коллективное Творческое Дело» определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Идея КТД довольно проста: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно.

В основе лежит три основные идеи:

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

 Не всякое коллективное дело является КТД.

Признаки КТД:

1. Коллективная деятельность (взаимодействие детей, вожатых в процессе всего дела)

2. Творческая составляющая (развитие творческих способностей, нестандартного мышления в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых)

3. Мотивация (желание достижение цели в процессе дела)

4. Анализ дела (мнение участников – детей, анализ и выводы – для вожатых).

5. Все участники дела должны быть задействованы.

ВИДЫ И ФОРМЫ КТД:

Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

Примерами трудовых КТД могут быть:

· Трудовая атака.

· Трудовой десант.

· Трудовой рейс.

· Акция «Чистый дворик».

· Операция «Уют».

· «Трудовой десант»

· Акция «Чистый дворик»

Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость

Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД:

· «Вечер веселых задач».

· «Аукцион знаний».

· «Интеллектуальный футбол».

· «Защита фантпроектов».

· Конкурс «Эрудитов».

· «Познавательная олимпиада».

· «Турнир знатоков».

· КТД «Мы познаем мир»

· КТД «Сохранить природу - сохранить мир»

Художественные КТД. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кольцовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

Можно рекомендовать следующие КТД:

· Кукольный театр.

· Вечер живописи.

· Конкурс поэтических жанров.

· Студия «Мы рисуем мир».

· Ателье мод.

· Вечер сказок.

· Вечер песни под гитару.

· КТД «Сказки на новый лад»

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт").

Можно рекомендовать следующие КТД:

· «Веселые старты».

· «Город спортивных детей».

· «Турнир спортивных комментаторов».

· «Спортландия».

Экологические КТД. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.

Примерами экологических КТД могут быть:

· Операция «Родничок».

· «Академия лесных наук».

· Экологическая тропа.

· Экологический фестиваль.

· Экологические игры.

· КТД «Зеленая аптека»

· КТД «Юный эколог»

Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной- организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, ЧТП(чередование традиционных поручений, эстафета дружбы)

Условия успешного использования КТД.

1. Творческое дело должно опираться на предшествующий опыт ребят, на знания, умения и навыки полученные раннее.

2. Любая модель КТД не самоцель, не форма ради формы, главное в ней - участие или соучастие ребенка, его личное самовыражение и самоутверждение, чтобы любой ребенок нашел себя в деле.

3. Необходимо соблюдать последовательность действия по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой этап КТД есть творчество ребенка, которое необходимо заметить и оценить.

4. Важно, чтобы между вожатым и ребятами сложились дружеские, понимающие отношения, что бы процесс деятельности приносил вам радость от совместной работы.

Главные принципы КТД таковы:

· воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

· обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.

Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:

· участник,

· генератор идей,

· участник - организатор,

· организатор.

Участник коллективно-творческого дела получает какое-либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, чтобы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.

Генератор идей - это роль, которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.

Организатор - человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.

Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторых задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило, не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.

При работе с отрядом вожатому важно определить для себя роли ребят: не требовать от них невозможного (участник не способен выполнять роль организатора), но подталкивать ребят к новой, более серьезной роли - предлагать сделать что-либо из другой роли, но при этом подстраховывая и подсказывая. Распределение ребят по ролям, очень часто связано с их возрастом: участник это, как правило, младшие ребята (11-12 лет), а организатор - старшие (15-16 лет).

Работая над подготовкой коллективно-творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят.

Младшие ребята (11-12 лет) нуждаются в двигательной активности, поэтому долго сидеть и заниматься продумыванием или изготовлением чего-либо им трудно. Если предстоит долго работать - час и более, то запланируйте маленькую игровую переменку или дайте задание младшим ребятам сбегать куда-нибудь.

Любой человек нуждается в смене деятельности - распределяйте подготовку так, чтобы не заниматься долго какой-нибудь постоянной деятельностью, чередуйте придумывание сценки с репетициями, изготовлением газеты и т.д.

Вожатый и сам должен найти свое место в КТД: он может быть лидером, может быть членом совета дела, может руководить КТД, может не принимать в нем участие, а только наблюдать за ходом развития событий. Какую роль себе выбрать подскажет возраст детей, обстоятельства, выбранное коллективное творческое дело.

ЭТАПЫ И СТАДИИ КТД:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: